Preview

Политическая наука

Расширенный поиск

Сравнительный анализ экономического дискурса, коммуникационных стратегий и имиджей губернаторов Санкт-Петербурга (на примере Г.С. Полтавченко и А.Д. Беглова)

https://doi.org/10.31249/poln/2024.01.10

Аннотация

Статья посвящена сравнению публичных дискурсов и моделей имиджей губернаторов Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко и А.Д. Беглова. Исследование основывается на парадигме конструкционистского подхода М. Спектора и Дж. Китсьюза, а также теории и методике лингвистического анализа политического текста А.П. Чудинова и М.В. Гавриловой. Эмпирической базой исследования являются предвыборные выступления губернаторов, их инаугурационные речи и отчеты перед Законодательным собранием Санкт-Петербурга. В качестве методов анализа авторы используют когнитивный дискурс-анализ текстов, а также элементы биографического метода. Авторы сравнили следующие компоненты имиджей губернаторов: модель имиджа, показатель открытости, профессиональный бэкграунд, политический франчайзинг, дискурс городского патриотизма, ключевые темы выступлений и отношение к выборам. В качестве результатов представлена матрица пожанрового анализа выступлений: отмечено увеличение количества новых жанров на фоне рутинизации старых; общим паттерном в выступлениях выступает концепт «город-лидер». Предвыборный дискурс характеризуется сокращением мобилизационного компонента и партийного политического франчайзинга. Инаугурационные речи отходят от программной составляющей и тяготеют к формату обращения с благодарностями, концептуальному упрощению текста (сокращение риторических языковых средств и тем), акцентированию преемственности власти. Для отчета перед Законодательным собранием изменение формата с послания на отчет отразилось на доминирующей временнóй проекции – сообщение об уже проделанной работе вместо программного элемента. На основании дискурс-анализа и биографического анализа авторы определили модель имиджа Г.С. Полтавченко как «аппаратчик-охранитель» (или «управленец-охранитель»), а А.Д. Беглова как «управленец-хозяйственник». В статье подчеркивается значимость личностных черт, политической карьеры и биографии, «рамочных» политических условий в стране как важных факторов, влияющих на публичный дискурс губернаторов Санкт-Петербурга и их модель имиджа.

Об авторах

А. В. Кошкин
СПбГУ
Россия

Кошкин Андрей Вячеславович, аспирант экономического факультета

Санкт-Петербург



М. Ю. Щеглов
СПбГУ
Россия

Щеглов Максим Юрьевич, магистрант экономического факультета

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Апухтин И.Н. Влияние альтернативных конвергентных медиа на конструирование стереотипов восприятия образа чиновников администрации Санкт-Петербурга // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. – 2021. – Т. 12, Вып. 5 (52). – С. 18–26.

2. Асташова О.И. Речевой портрет Н.Ю. Белых: динамический аспект // Политическая лингвистика. – 2011. – Вып. 3 (37). – С. 64–68.

3. Бондарева Л.В. Динамика политического имиджа России в качественной прессе США : специальность 23.00.02 «Политические институты, процессы и технологии» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук / Бондарева Лилия Владимировна. – Москва, 2007. – 18 с.

4. Брянцева Е.А. Социология имиджа: к постановке проблемы // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. – 2008. – № 1. – С. 105–117.

5. Будаев Э.В., Чудинов А.П. Зарубежная политическая лингвистика: учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2012. – 352 с.

6. Гаврилова М.В. Когнитивные и риторические основы президентской речи (на материале выступлений В.В. Путина и Б.Н. Ельцина). – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2004. – 296 c.

7. Голикова Т.А. Речевой портрет как основная составляющая имиджа лидера в политическом дискурсе // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. – 2018. – № 3. – С. 9–16.

8. Горчакова В.Г. Прикладная имиджелогия. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 478 с.

9. Даугавет А.Б. «Город-лидер» в вертикальном измерении: российская модель федерализма в зеркале дискурса власти // Пути России. Новые языки социального описания: сборник статей. Москва, 23–24 марта 2012 года. Том XIX. – Москва: Редакция журнала «Новое литературное обозрение», 2014. – С. 144–161.

10. Донай Л., Щеглов М.Ю. Дискурсивный имидж современной губернаторской власти Санкт-Петербурга // PolitBook. – 2021. – № 1. – С. 81–104.

11. Загайнов А.В. Понятие имиджа политического лидера: сущность и подходы к определению // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2007. – № 3. – С. 227–240.

12. Зуева Т.М. Механизмы формирования образов власти // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 3. – С. 15–20.

13. Ильин М.В., Сморгунов Л.В. Сравнительная политология // Политическая наука. – 2001. – № 2. – С. 109–145.

14. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. – М.: URSS / УРСС; ЛКИ, 2008. – 288 с.

15. Кынев А.В. Губернаторы в России: между выборами и назначениями. – М.: Фонд «Либеральная миссия», 2020. – 1030 с.

16. Кынев А.В. Феномен «губернаторов-варягов» как индикатор рецентрализации (опыт 1991–2018 гг.) // Журнал политической философии и социологии политики «Полития. Анализ. Хроника. Прогноз». – 2019. – № 2 (93). – С. 125–150.

17. Леонтьев Д.А. От образа к имиджу: психосемантический брендинг // Реклама и жизнь. – 2000. – № 1. – С. 19–22.

18. Малышева Е.Г., Рогалева О.С. Трансформация медиаобраза «Губернатор» в массово-информационном региональном дискурсе Омской области (2003–2019 гг.) // Политическая лингвистика. – 2019. – № 4. – С. 45–53.

19. Медведева С.М. Политические стереотипы и их воздействие на электоральное поведение россиян в 1990-е годы. Психология восприятия власти / под ред. Е.Б. Шестопал. – М.: Издательство «Социально-политическая МЫСЛЬ», 2002. – С. 71–76.

20. Нахимова Е.А., Ахатова Г.А. Российская лингвополитическая персонология: коммуникативный портрет регионального лидера // Политическая лингвистика. – 2020. – №1 (79). – С. 52–57.

21. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. – М.: ТОО «Горбунок», 1992. – 223 с.

22. Подвинцев О.Б. Губернаторы-«Варяги» и региональные политические элиты в современной России: условия и тенденции взаимодействия // ПОЛИТЭКС. – 2009. – № 2. – С. 56–71.

23. Сладкевич Ж.Р. Персональный имидж: к вопросу об определении понятия // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. – 2019. – № 4 (36). – С. 68–80.

24. Стернин И.А. Введение в речевое воздействие. – Москва: Российская государственная библиотека, 2001. – 252 с.

25. Теория и методика лингвистического анализа политического текста / А.П. Чудинов, Э.В. Будаев, Е.В. Дзюба [и др.]. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2016. – 308 с.

26. Тучков С.М. Паблик Рилейшнз в политическом процессе современной России: автореф. дис. … канд. полит. наук: 23.00.02. – М., 2001. – 24 с.

27. Фурс Р.Ф. Имидж политического лидера: психологическая структура. – М.: Голос, 1996. – 217 с.

28. Чертков И.В. Региональные политические режимы Российской Федерации (На примере Санкт-Петербурга, Республики Карелия и Новгородской области): автореф. дис. … канд. полит. наук : 23.00.02 / И.В. Чертков ; СПбГУ. – СПб., 2005. – 166 с.

29. Чудинов А.П. Политическая лингвистика: учеб. пособие. – 4-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2012. – 256 с.

30. Шестопал Е.Б. Образы российской власти: от Ельцина до Путина. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. – 240 с.


Рецензия

Просмотров: 301


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1998-1775 (Print)