Политические эмоции как компонент визуальных политических артефактов: методологические перспективы
https://doi.org/10.31249/poln/2025.04.12
Аннотация
Как правило, исследования, посвященные роли визуальных образов в политике, фокусируются либо на морфологии и эстетике изображений, либо на их политическом содержании, оставляя без дополнительного рассмотрения эмоциональную составляющую. В данной статье политические эмоции рассматриваются как неотъемлемая часть визуальных политических артефактов, а также предлагается частное методологическое решение для их анализа. В качестве основы в статье предлагается синтез двух областей исследований – политических исследований визуальной коммуникации и социологии эмоций. Это позволяет преодолеть дисциплинарные границы. Центральной концепцией решения является «политический эмотив», который расширяет модель эмоциональной коммуникации М. Шеер. Визуальный политический эмотив – это изображение, передающее определенную политическую эмоцию. Выделяются пять типов визуальных политических эмотивов: манифестирующие, солидаризирующие, мобилизующие, разделяющие и сублимирующие. Они проиллюстрированы примерами различных политических символов в контексте визуальных носителей: плакатов, карикатур, мемов и фильмов. Подчеркивается, что визуальные политические артефакты следует рассматривать как итог политического действия, в котором эмоциональный посыл является одним из основных намерений. Предлагаемый подход обеспечивает логическую контекстуализацию изображений в их социально-политическом окружении и открывает возможности для дальнейших исследований мультимодальных и динамичных форм визуальности. В заключение выявлен потенциал объединения политической теории эмоций с анализом визуальных артефактов для расширения предметной области политической науки.
Об авторе
А. А. АтаманенкоРоссия
Атаманенко Артемий Андреевич, преподаватель кафедры теоретической социологии и эпистемологии Института общественных наук; аспирант факультета политологии
Москва
Список литературы
1. Адорно Т., Хоркхаймер М. Культурная индустрия. Просвещение как способ обмана масс. – М.: Ad Marginem, 2024. – 96 с.
2. Анкерсмит Ф. Политическая репрезентация. – М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2012. – 288 с.
3. Анкерсмит Ф. Эстетическая политика. Политическая философия по ту сторону факта и ценности. – М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2014. – 432 с.
4. Артамонова Ю.Д. Политическая коммуникация в современном мире: базовые модели. – М.: Издательство Московского университета, 2020. – 352 с.
5. Барт Р. Нулевая степень письма. – М: Ad Marginem, 2025. – 96 с.
6. Барт Р. Camera Lucida. Комментарии к фотографии. – М.: Ad Marginem, 2013. – 192 с. Белов С.И. Образ СССР в игре Atomic Heart («Атомное сердце») // Политическая наука. – 2024. – № 4. – С. 168–189. – DOI: http://www.doi.org/10.31249/poln/2024.04.07 Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости // Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. – М.: «Медиум», 1996. – С. 15–65
7. Бродовская Е.В., Ежов Д.А., Огнев А.С. Интернет-коммуникации российских политических партий в текущем избирательном цикле: результаты окулометрического анализа сетевого контента // Политическая наука. – 2021. – № 3. – С. 112–141. – DOI: http://www.doi.org/10.31249/poln/2021.03.05
8. Варбург А. Великое переселение образов. – М.: Пальмира-искусство, 2024. – 376 с.
9. Гинзбург К. Деревянные глаза. Десять статей о дистанции. – М.: Новое издательство, 2021. – 448 с.
10. Гинзбург К. Загадка Пьеро. Пьеро делла Франческа. – М.: Новое литературное обозрение, 2022. – 216 с.
11. Де Вааль Ф. Политика у шимпанзе. Власть и секс у приматов. – М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2022. – 272 с.
12. Дуткевич П., Казаринова Д. Б. Страх как политика // Полис. Политические исследования. – 2017. – № 4. – С. 8–21. – DOI: https://doi.org/10.17976/jpps/2017.04.02
13. Иллуз Е., Кабанас Э. Фабрика счастливых граждан. Как индустрия счастья контролирует нашу жизнь. – М.: Лед, 2023. – 352 с.
14. Колоницкий Б. Трагическая эротика. Образы императорской семьи в годы Первой мировой войны. – М.: Новое литературное обозрение, 2023. – 664 с.
15. Колосов А.В. Визуальные коммуникации в социально-политических процессах // Вестник РУДН. Серия Политология. – 2006. – № 1 (6). – С. 81–87
16. Помигуев И.А., Прокопчук Т.Л., Кошкин А.В. Возможности метода нарративного анализа, или Как искать политические ценности в российском кино? // Политическая наука. – 2024. – № 4. – С. 45–65. – DOI: http://www.doi.org/10.31249/poln/2024.04.02
17. Кресс Г. Социальная семиотика и вызовы мультимодальности // Политическая наука. – 2016. – № 4. – С. 77–100.
18. Кузнецов И.И., Куликова Е.В., Петрова Ю.В. Пространство героев в сознании российской молодежи: разнообразие предложений при неясных предпочтениях // Политическая наука. – 2023. – № 2. – С. 179–202. – DOI: http://www.doi.org/10.31249/poln/2023.02.08
19. Курилла И. Американцы и все остальные. Истоки и смысл внешней политики США. – М.: Альпина Паблишер, 2024. – 320 с.
20. Кучеров М.А., Харкевич М.В. «Народная секьюритизация»: визуальный поворот в исследованиях безопасности // Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. – 2023. – Т. 15, № 4. – С. 61–83. – DOI: http://www.doi.org/10.48015/20767404-2023-15-4-61-83
21. Малинова О.Ю. Мультимедийные выставки как предмет политологического исследования: вызов мультимодальности // Политическая наука. – 2024. – № 4. – С. 17–44. – DOI: http://www.doi.org/10.31249/poln/2024.04.01
22. Мирзоев Н. Как смотреть на мир? – М.: Ад Маргинем, 2019. – 344 с.
23. Нуссбаум М. Политические эмоции: почему любовь важна для справедливости. – М.: Новое литературное обозрение, 2023. – 632 с.
24. Плампер Я. История эмоций. – М.: Новое литературное обозрение, 2024. – 568 с.
25. Ракитянский Н.М. Ментальные исследования глобальных политических миров. – М.: Издательство Московского университета, 2020. – 463 с.
26. Робер В. Время банкетов. Политика и символика одного поколения (1818 – 1848). – М.: Новое литературное обозрение, 2019. – 656 с.
27. Родькин П. Кинополитики. 13 опытов по герменевтике современного кинематографа. – М.: Совпадение, 2018. – 184 с.
28. Симонова О.А. К изучению эмоциональной культуры. Социологическая перспектива // Личность. Культура. Общество. – 2022. – Т. 24, № 2 (114). – С. 142–157. DOI: http://www.doi.org/10.30936/1606_951X_2022_24_2_142_157
29. Скиннер К. Значение и понимание в истории идей // Кембриджская школа. Теория и практика интеллектуальной истории / Атнашев Т., Велижев М. (сост.). – М., Новое литературное обозрение, 2023. – С. 53–122.
30. Согомонян В. Политика как сюжет. Драматургия современных предвыборных кампаний. – М.: Альпина PRO, 2024. – 131 с.
31. Тогоева О. Дева со знаменем. История Франции XV–XXI вв. в портретах Жанны д’Арк. – М.: Новое литературное обозрение, 2023. – 432 с.
32. Урнов М. Эмоции в политическом поведении. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 240 с.
33. Фукуяма Ф. Идентичность. Стремление к признанию и политика неприятия. – М.: Альпина Паблишер, 2019. – 256 с.
34. Фюрекс Э. Оскорбленный взор. Политическое иконоборчество после Французской революции. – М.: Новое литературное обозрение, 2022. – 624 с.
35. Шапиро Б. Русский всадник в парадигме власти. – М.: Новое литературное обозрение, 2021. – 704 с.
36. Шестопал Е.Б. Представления российских граждан о будущем своей страны: смысловые акценты и психологическая оптика // Политическая наука. – 2024. – № 4. – С. 190–216. – DOI: http://www.doi.org/10.31249/poln/2024.04.08
37. Юсев А. Кинополитика. Скрытые смыслы современных голливудских фильмов. – М.: Альпина Паблишер, 2019. – 304 с.
38. Ямпольский М. Изображение. Курс лекций. – М.: Новое литературное обозрение, 2024. – 424 с.













