Preview

Политическая наука

Расширенный поиск

Президент в системе государственно-конфессиональных отношений современной России

https://doi.org/10.31249/poln/2019.04.09

Аннотация

Статья посвящена анализу религиозного фактора российского президенциализма и механизмов коммуникации между президентом и религиозными организациями. Автором выделяются два типовых алгоритма коммуникации: алгоритм «А» (выработка религиозными организациями механизмов артикуляции своих интересов и формирование институтов их представительства с целью оказать влияние на принятие решений органами государственной власти) и алгоритм «Б» (государство задействует религиозный фактор при реализации государственной политики, используя имеющиеся или создавая новые коммуникативные механизмы для взаимодействия с религиозными организациями). Показано, как данные алгоритмы реализовывались при взаимодействиях президента и религиозных организаций (разработка и принятие Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», вопросы передачи в собственность религиозным организациям культовых сооружений и др.). В статье проведен анализ институтов коммуникации президента с религиозными организациями. Особое внимание уделено рассмотрению функций Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации и их эволюции. Делается вывод, что Совет является ключевым институтом, позволяющим религиозным организациям артикулировать свои интересы при взаимодействии с президентом, что членство в Совете является де-факто критерием традиционности религиозной организации, что, в свою очередь, открывает возможности для ее совместной деятельности с государственными институтами. При этом важное значение имеет и непосредственная коммуникация президента с лидерами религиозных организаций вне рамок государственных институтов. В статье также анализируется посредническая функция президента как возможного арбитра при разрешении конфликтных ситуаций в религиозной сфере. Выявлена значимость этой функции в период президентства В. Путина. Посредническая миссия президента анализируется на примере преодоления конфликта РПЦ и Русской православной церковью заграницей (РПЦЗ) и в ряде других сюжетов. Рассматривается также символический аспект взаимодействий президента и религиозных организаций. Показано, что религиозный фактор проявляется в церемонии инаугурации президентов, а принадлежность к православной религиозной традиции является одной из составляющих имиджа российских президентов. Делается вывод об особенностях и эволюции взаимодействий президента и религиозных организаций: о формировании их институциональных оснований к концу 1990-х годов, о преобладании алгоритма «А» до начала 2000-х годов и постепенном его замещении алгоритмом «Б» в последующий период; а также о том, что ключевым их актором является Русская православная церковь, которая и реализует большую часть имеющихся у религиозных организаций возможностей по выстраиванию взаимодействий с президентом России.

Об авторе

Сергей Павлович Донцев
Российский государственный гуманитарный университет
Россия


Список литературы

1. Борисов Н.А. Президентство на постсоветском пространстве: процессы генезиса и трансформаций. - М.: РГГУ, 2018. - 537 с.

2. Верховский А. Религиозный фактор в президентской кампании и в формировании идеологии нового правления // Национал-патриоты, Церковь и Путин. - М.: ИИЦ «Панорама», 2000. - С. 75-83.

3. Верховский А., Михайловская Е., Прибыловский В. Политическая ксенофобия. Радикальные группы. Представления политиков. Роль Церкви. - М.: Панорама, 1999. - 191 с.

4. Володина Н.В. Государственно-конфессиональные отношения: теоретико-правовой анализ. - М.: Щит, 2005. - 303 с.

5. Донцев С.П. Русская православная церковь и государство на рубеже XX-XXI вв.: проблемы взаимодействия. - М.: РГГУ, 2014. - 230 с.

6. Ельцин Б.Н. Президентский марафон: размышления, воспоминания, впечатления.. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. - 383 с.

7. Лункин Р.Н. Ловушка для государства. Религиозная политика президента Дмитрия Медведева и РПЦ // Религия и российское многообразие. - М.; СПб.: Летний сад, 2011. - С. 165-177.

8. Кашаф Ш.Р. Реализация совместных инициатив президента России В.В. Путина и мусульманских религиозных организаций в сфере исламского образования: от эксклюзивизма к интеграции // Религия против терроризма: материалы Международной научно-практической конференции. Москва, 6 октября 2016 г. - М.: РУДН, 2017. - С. 148-155.

9. Логинов А.В. Власть и вера: государство и религиозные институты в истории и современности. - М.: Большая российская энциклопедия, 2005. - 495 с.

10. Морозова О.С. Религиозный фактор в избирательном процессе: анализ предвыборных программ // Выборы: теория и практика. - 2012. - № 4 (24). - С. 46-61.

11. Пчелинцев А.В. Свобода вероисповедания и деятельность религиозных объединений в Российской Федерации: конституционно-правовые основы. - М.: Юриспруденция, 2012. - 244 с.

12. Силантьев Р. Новейшая история ислама в России. - М.: Алгоритм, 2007. - 576 с.

13. Хвастунова Ю.В. Религиозная риторика современных политических деятелей, на примере анализа «Крымской речи» В.В. Путина // Социальные процессы в современной Западной Сибири. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2014. - Вып. 15. - С. 154-157.

14. Цыпин В. История Русской церкви: в 9 книгах / Протоиерей Владислав Цыпин. - М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. - Книга 9: 1917-1997. - 830 с.


Рецензия

Просмотров: 163


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1998-1775 (Print)