Preview

Политическая наука

Расширенный поиск
№ 4 (2011): Региональное измерение политического процесса
10-30 202
Аннотация
Статья рассматривает современное состояние политической регионалистики в России. Автор определяет три подхода к использованию ключевого понятия «политический регион» (политико-административный, политико-системный и политико-социологичес-кий), связанные с важнейшими регионообразующими факторами - административными границами, политическими интересами и политическими идентичностями. Выделяются два основных направления политической регионалистики, одно из них - сравнительный федерализм и регионализм, другое - кроссрегиональная сравнительная политология. В качестве ключевых концептов политической регионалистики рассматриваются межправительственные (или шире - межуровневые) отношения и региональная политика. Успешное развитие политической регионалистики нуждается в ее интеграции с западной политической наукой, а также в преодолении противоречий с некоторыми ее традиционными направлениями.
31-52 109
Аннотация
Кратко рассматривается эволюция основных теоретических подходов в западной геополитике, подготовившая появление в конце 1980-х - начале 1990-х годов нового междисциплинарного направления - критической геополитики. Характеризуются ее проблемaтика, категории и методы. Приводятся некоторые результаты исследований геополитического положения России, выполненные за последние 10 лет на основе концепции критической геополитики.
53-70 137
Аннотация
Автор обосновывает тезис о существовании двусторонней негативной взаимосвязи между воспроизводством модели «центр - периферия и паттернами поведения государства в России. Модель «центр - периферия» накладывает существенные ограничения на поведение государства и перспективы его модернизации, в то время как государство в его нынешнем виде способствует сохранению центро-периферийной модели. Единственной возможностью выхода из этого «порочного круга» является трансформация государства, т.е. демократические реформы. Такая трансформация позволила бы перейти от имперской к федеративной модели.
71-96 161
Аннотация
В статье рассматривается кризис федерализма, который развился во время тандема Путина и Медведева. Основным вызовом для российского государства стала не угроза конфедерализации и этнической дезинтеграции, как это было при Ельцине, а, напротив, дефедерализация и превращение в квазиунитарное государство. Реформы Путина и Медведева возродили советские принципы иерархии и административного контроля из Москвы. В России есть все структурные атрибуты федерации, но это федерация, которая существует без руководства принципами федерализма. Россия - квазиунитарное государство, симулирующее то, что она - федерация.
97-119 78
Аннотация
В статье рассматриваются институциональные изменения, которые произошли в федеративных отношениях в России в 2000-е годы. Характеризуется нынешнее состояние отношений федеральный центр - российские регионы, предлагаются меры, направленные на совершенствование институциональных основ федерации, высказывается мнение о судьбах российского федерализма.
120-143 79
Аннотация
Политическая либерализация и мировой экономический рост последних десятилетий позволили надеется на то, что идеи мульти-культурности и толерантности помогут бороться с крайними формами национализма и экстремизмом. Данные надежды не оправдались, а мультиэтничность продолжает создавать вызовы внутренней политике многих стран. Россия не является исключением. Данная статья рассматривает основные философские и политические дебаты на эту тему в нашей стране и за рубежом. Автор показывает, что существующие парадигмы не способны успешно разрешить «проблему» национализма малых народов. Поэтому вместо попыток искоренить данное явление необходимо взять курс на разработку политико-философских оснований, позволяющих включить малый этнический национализм в современные политические процессы.
144-161 62
Аннотация
В основу статьи положен анализ современной модели социально-экономического развития российского Дальнего Востока. Проблемы ее неустойчивого функционирования связаны с дисбалансом интересов главных акторов. Обосновывается необходимость изменения региональной политики государства относительно использования совокупного потенциала региона с учетом интересов сторон.
162-174 84
Аннотация
В современном мире ключевым политико-географическим основанием суверенности выступает положение политии относительно других акторов мировой системы. Пространство не в состоянии определить суверенность территории, однако может ограничить набор сценариев и инструментов развития государственности.
К таким выводам позволяет прийти анализ опыта суверенности микрогосударств.
175-186 195
Аннотация
В статье рассматриваются причины расширения интереса к региональной идентичности в зарубежной и российской политической науке и основные методологические подходы к изучению региональной идентичности как фактора регионализации и формирования региона.
187-202 61
Аннотация
Российская экономическая и политическая системы до сих пор находятся в стадии активного развития, поэтому актуальность исследований сферы взаимоотношений власти и бизнеса ни у кого не вызывает сомнений. Представленная вашему вниманию статья посвящена вопросам взаимодействия власти и бизнеса на региональном уровне на примере регионов севера России, анализу основных факторов, лежащих в основе построения взаимоотношений властных структур и корпораций, поиску путей совершенствования модели взаимоотношений власти и бизнеса на региональном и муниципальном уровнях.
249-257 82
Аннотация
Актуальность для России темы федерализма как особой формы организации политического пространства обусловлена, прежде всего, ее территориальными масштабами. Федерализм не сводим лишь к взаимоотношению центра и регионов. Федеральная система представляет собой определенное состояние политии. Российский федерализм является результатом взаимодействия различных политических проектов. В России федерализм носит, скорее, административно-правовой и отчасти по-прежнему этнический характер. В то же время в современной российской политике существуют серьезные факторы, препятствующие созданию устойчивого режима «самоподдерживания» федеративной системы. Цель осуществляемого под руководством Горбачёв-фонда проекта - исследование состояния и перспектив российского федерализма как одной из ключевых проблем укрепления и развития
демократии в России. Задачей проекта является разработка нормативной модели российского федерализма и рекомендаций для ее практической реализации на основе анализа позиций регионов и процессов, происходящих в публичном пространстве, где реализуются отношения между гражданским обществом и политической властью.
258-276 92
Аннотация
В статье описаны результаты социологического исследования оценки состояния и перспектив развития федерализма в России, проведенного Исследовательской группой ЦИРКОН при поддержке Горбачёв-фонда в январе-мае 2011 г. Представлено мнение населения и региональной элиты четырех регионов об основах развития российского федерализма, административно-террито-риальном устройстве РФ и его принципах, отношениях между субъектами-регионами и федеративным центром. Результаты исследования свидетельствуют, что на сегодняшний момент запрос на политическую или административную автономию субъектов Федерации ни гражданами, ни региональными элитами явно не формулируется. Региональная идентичность не является распространенным явлением. Авторы выделяют факторы, наличие которых необходимо для развития российского федерализма: расширение экономической самостоятельности регионов, наличие этнонациональной или региональной идентичности граждан, демократизация и децентрализация.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1998-1775 (Print)