Семинар посвящен проблемам функционирования многоуровневых систем — вызовам, которые порождает многоуровневая политика, эффектам многоуровневого управления для конкретных политических систем и политических курсов, а также решениям, используемым акторами для преодоления проблем и достижения своих целей. Особый резонанс эта проблематика приобретает в контексте политизации территориальной гетерогенности государства, когда специфические отличия (социокультурные, социально-экономические и иные) его отдельных частей порождают политико-территориальные конфликты, требования самоопределения и другие эффекты. Модератором выступила главный редактор научного журнала «Политическая наука»: Малинова Ольга Юрьевна, д.филос.н., профессор, главный научный сотрудник Отдела политической науки ИНИОН РАН Дискутанты: Панов Петр Вячеславович, д.полит.н., профессор кафедры политических наук Пермского государственного национального исследовательского университета; Стародубцев Андрей Владимирович, к.полит.н., доцент департамента политологии и международных отношений, НИУ ВШЭ (г. Санкт-Петербург) Прозвучали следующие выступления с докладом: Старший преподаватель кафедры политических наук и международных отношений Челябинского государственного университета Выдрин Олег Владимирович представил доклад «Траектории законодательного регулирования локальной политики регионами Приволжского федерального округа в “межреформенный” период (2009-2024)». На основе материалов федерального законотворчества, законов регионов ПФО, регулирующих МСУ и материалов, размещенных на законотворческих порталах регионов ПФО, автор охарактеризовал изменения в федеральном законодательстве, расширяющие права регионов в области МСУ, региональные законодательные практики в области МСУ и предложил индекс интенсивности законодательного регулирования местного самоуправления. Старший преподаватель департамента политологии и международных отношений, НИУ ВШЭ (г. Санкт-Петербург) Кабанов Юрий Андреевич выступил с докладом на тему «Электронное гражданское участие в России: от «электронной демократии» к «нервам государства». В своем выступлении автор представил ключевые этапы формирования модели электронного участия в России. На основе официальной нормативной базы, а также материалов экспертных интервью автор делает вывод о том, что все ключевые характеристики электронного участия, включая его место в системе многоуровневого государственного управления и репертуар технологий, позволяющих ему стать централизованным инструментом снижения информационной асимметрии, были определены еще на начальном этапе становления политического курса – в период открытого «окна возможностей». Когда «окно» закрылось, под влиянием изменений во внешней среде преобладавший на ранних этапах дискурс электронной демократии постепенно уходил на второй план. Однако изначально определенный дизайн электронного участия определил «колею» для последующих организационных и технологических решений. Более того, он позволил институту электронного участия не только сохраниться, но и даже повысить свою актуальность для политической систему. С рассмотрением стратегии формирования политики в сфере цифрового регулирования на постсоветском пространстве выступила магистрант факультета социальных наук НИУ ВШЭ Кечик Ульяна Александровна. В своем докладе спикер охарактеризовала распределение цифровой повестки между ветвями власти. Кроме того, Ульяна Александровна затронула вопрос о том, кто инициирует и продвигает ключевые законы в цифровой сфере – парламент, правительство или эксперты. Малашенкова Ангелина Александровна, аспирант кафедры сравнительной политологии, преподаватель кафедры государственного управления МГИМО МИД России, в своем выступлении на тему «Возможности субнациональных политических акторов Бразилии в эпоху последних электоральных суперциклов (2017-2019 гг., 2021-2024 гг.)» предприняла попытку выявить роль субнациональных политических акторов в формировании коалиций на уровне субъектов федерации и федерального правительства. Для этой цели автор рассмотрела кейс по созданию коалиций политическими партиями субъектов Бразилии в рамках двух последних электоральных суперциклов 2017-2019 гг. и 2021-2024 гг. Доклад на тему «Управление туризмом в современной России: многоуровневая политика, интересы и акторы» представила кандидат политических наук, доцент кафедры туризма и сервиса; доцент кафедры сравнительной политологии РУДН Сересова Ульяна Игоревна. Автор в своей работе осуществляет попытку применить MLG к вопросам туристской политики. По результатам проведенного исследования, Ульяна Игоревна сделала вывод о том, что невозможность развивать политику въездного туризма компенсируется усиленным вниманием государства к развитию внутреннего туризма, которому приписывают не только функцию рекреации, но и формирования российской идентичности. Кроме того, она отметила, что внутренний турбизнес получает от государства субсидии на развитие инфраструктуры и разработку национальных туристских маршрутов. НКО, образовательные организации и учреждения социального обслуживания становятся новыми акторами туристской политики в ходе реализации проектов в области социального и образовательного туризма. Сулимов Константин Андреевич, кандидат политических наук, старший научный сотрудник Пермского федерального исследовательского центра Уральского отделения РАН выступил с докладом на тему «Идеологическая ориентация как фактор распространения права законодательной инициативы субнациональных единиц на национальном уровне». Докладчик обратил внимание на то, что прямое участие субнациональных единиц в национальном законотворчестве, то есть их «право законодательной инициативы» («ПЗИ»), является одним из механизмов «shared rule». Это право, хотя и не является уникальным в сравнительном плане, все же не распространено повсеместно. Для выяснения причин избирательной распространенности ПЗИ Константин Андреевич проанализировал страновые случаи, когда это право 1) прямо указано в конституции страны и 2) предоставляет возможность прямого запуска законодательной процедуры. По результатам анализа автор делает вывод следующие выводы: наиболее значимым фактором распространения ПЗИ является левая идеологическая ориентация политических сил, находящихся у власти на момент появления ПЗИ в конституции страны. Или «левые» явно оказывали влияние на разработку конституций; ключевым механизмом является нормативный изоморфизм, но значима не профессионализация, а идеологическая ориентация. Участники семинара без доклада: Авдонин Владимир Сергеевич, д.полит.н., доцент, ведущий научный сотрудник Отдела политической науки ИНИОН РАН Белов Сергей Игоревич, д.полит.н., ведущий научный сотрудник Отдела политической науки ИНИОН РАН Ефремова Валентина Николаевна, канд. полит.н., научный сотрудник Отдела политической науки ИНИОН РАН Евстифеев Роман Владимирович, д.полит.н., ведущий научный сотрудник Отдела политической науки ИНИОН РАН Копылова Полина Сергеевна, редактор, Отдел политической науки ИНИОН РАН Кузнецов Игорь Иванович, д.полит.н., ведущий научный сотрудник Отдела политической науки ИНИОН РАН Мелешкина Елена Юрьевна, д.полит.н., главный научный сотрудник Отдела политической науки ИНИОН РАН Миллер Алексей Ильич, д.ист.н., ведущий научный сотрудник Отдела политической науки ИНИОН РАН Петрова Юлия Владимировна, младший научный сотрудник Отдела политической науки ИНИОН РАН Помигуев Илья Александрович, канд. полит.н., научный сотрудник Отдела политической науки ИНИОН РАН Прокопчук Татьяна Леонидовна, младший научный сотрудник Отдела политической науки ИНИОН РАН Растегаев Даниил Олегович, младший научный сотрудник Отдела политической науки ИНИОН РАН Толпыгина Ольга Анатольевна, канд. полит.н., научный сотрудник Отдела политической науки ИНИОН РАН Ярошева Дарья Викторовна, младший научный сотрудник Отдела политической науки ИНИОН РАН |