Формирование имиджей «реорганизованных регионов» в Российской Федерации (по материалам опросов экспертов в Алтайском крае и Республике Алтай)
https://doi.org/10.31249/poln/2024.01.06
Аннотация
В статье рассматривается вопрос о формировании имиджей в тех российских регионах, которые были реорганизованы в начале 1990-х годов, когда некоторые «национальные» автономные области получили статус субъектов Федерации. Авторы исследуют данные процессы на примере Алтайского края и Республики Алтай, используя результаты проведенных в мае 2023 г. опросов экспертов из двух регионов. В качестве респондентов были привлечены не только ученые, но и государственные служащие, депутаты, деятели культуры, журналисты, музейные работники, общественники, представители турфирм и т.д. Более половины экспертов имеют ученые степени. Приведенные материалы позволяют увидеть сходства и различия в имиджевых стратегиях регионов, в использовании ими различных историко-культурных символов. Различия проявляются, например, в отношении к официальной символике, в оценках исторических периодов, в «этнических» акцентах имиджа. Вместе с тем в «культурном коде» населения регионов сохранилось и определенное «родство»: это, например, душевность и искренность, близость к природе, к естественной жизни. Характерно то, что среди знаковых фигур регионов на первые места вышли В.М. Шукшин и Г.И. ЧоросГуркин. По мнению авторов, оба региона вполне состоялись как субъекты федерации, хотя, конечно, это не снимает сохраняющихся проблем – «дотационности», слабого развития промышленности и сервиса, относительно низкого уровня жизни и т.д. «Два Алтая» могут удачно дополнять друг друга и развивать сотрудничество. Остающийся единым имидж «Алтая» как уникального «хорошего места» на юге Западной Сибири мог бы способствовать успешному развитию этих регионов.
Ключевые слова
Об авторах
Ю. Г. ЧернышовРоссия
Чернышов Юрий Георгиевич, доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры всеобщей истории и международных отношений (ВИМО)
Барнаул
А. Д. Дерендяева
Россия
Дерендяева Анна Дмитриевна, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры всеобщей истории и международных отношений (ВИМО)
Барнаул
Список литературы
1. Бородаев В.Б., Контев А.В. У истоков истории Барнаула. – Барнаул: Алтайский полиграфический комбинат, 2000. – 336 с.
2. Белекова Э.А. «Укокская принцесса» в Национальном музее Республики Алтай имени А.В. Анохина: возвращение, экспонирование // Мир Большого Алтая. – 2018. – С. 376–384.
3. Беликова Е.В. Имидж Алтайского края в зарубежной прессе: лингвокогнитивный аспект // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2011. – № 3 (19). – С. 107–112.
4. Богумил Т.А. Региональная литература: Сибирь, Алтай, Барнаул. – Барнаул: Алтайский государственный университет, 2017. – 69 с.
5. Дерендяева А.Д., Чернышов Ю.Г. Региональная идентичность в контексте политики исторической памяти: опыт Алтайского края и Республики Алтай // Известия АлтГУ. Исторические науки и археология. – 2021. – № 6 (122). – С. 24–31.
6. Замятин Д.Н. Культура и пространство. Моделирование географических образов. – М.: Знак, 2006. – 488 с.
7. Каташев М.С. Роль эколого-экономического региона «Алтай» в социально-экономическом развитии Республики Алтай в 1990-е гг. // Этнокультурное наследие народов Алтая. – Горно-Алтайск: НИИ алтаистики им. С.С. Суразакова, 2022. – С. 280–297.
8. Лякишева В.Г., Добрынина И.Ю. Имидж Алтайского края: влияние региональных брендов на уровень социально-экономического развития территории // Экономика. Профессия. Бизнес. – 2017. – № 4. – С. 42–48.
9. Морозова Е.В., Мирошниченко И.В., Семененко И.В. Развитие сельских местных сообществ: потенциал политики идентичности // Полис. Политические исследования. – 2020. – № 3. – C. 56–77. – DOI: https://doi.org/10.17976/jpps/2020.03.05
10. Политика памяти в России – региональное измерение: монография / под ред. А.И. Миллера, О.Ю. Малиновой, Д.В. Ефременко. – М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2023. – 471 с.
11. Салтымакова О.П. Историко-культурные ресурсы Центрального Алтая – база для развития познавательного туризма региона // Гужинские чтения: наследие исовременность. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции. – Краснодар: Изд-во КубГУ, 2022. – С. 149–153.
12. Сибиркина Т.П. О формировании имиджа Барнаула как туристского центра Алтайского края // Лингвокультурное пространство туристического дискурса: универсальные, национальные и региональные приоритеты и направления. – Барнаул: Изд-во АГПУ, 2017. – С. 142–145.
13. Скубневский В.А., Старцев А.В., Гончаров Ю.М. Купечество Алтая второй половины XIX – начала XX в. – Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2001. – 241 с.
14. Тадина Н.А., Эбель Е.М., Ябыштаев Т.С. Праздник Эл Ойын как этнокультурный символ в конструировании имиджа Республики Алтай // Известия Иркутского государственного университета. – 2022. – Т. 40. – С. 67–77.
15. Туристский образ столицы Алтайского края как часть брендинга территории / А.В. Кротов, П. Халька, Н.С. Мамешина, Д.И. Мелиев // География и природопользование Сибири. – 2018. – № 25. – С. 99–114.
16. Туровский Р.Ф. О состоянии и перспективах политической регионалистики // Политическая наука. – 2011. – № 4. – С. 10–30.
17. Чернышов Ю.Г., Дерендяева А.Д. Художник в политике: эволюция образа Г.И. Чорос-Гуркина как общественно-политического деятеля // Вестник Пермского университета. Политология. – 2023. – Т. 17, № 2. – С. 82–90.
18. Чернышов Ю.Г. Формирование образа М.С. Евдокимова как «народного губернатора» Алтайского края // Публичная политика. – 2017. – № 1. – С. 99–114.