Preview

Политическая наука

Расширенный поиск

Влияние пандемии коронавируса COVID-19 на отношения РПЦ и власти в России

https://doi.org/10.31249/poln/2022.02.09

Аннотация

«Консервативный поворот» в российской политике позволил РПЦ значительно повысить свой статус. В рамках теории десекуляризации Питера Бергера РПЦ наращивала свое влияние через альянс с Кремлем. Это позволяло плавно двигаться от модели «избирательного сотрудничества» к модели «государственной религии», согласно классификации государственно-церковных отношений, предложенной Кристиной Штекль. К началу 2020 г. РПЦ была, возможно, на пике своего политического влияния. С началом пандемии коронавируса COVID-19 отношения Церкви и государства оказались в кризисе. Объявленные правительством ограничительные меры, включающие закрытие храмов и запрет в них богослужений вызвали резкую реакцию внутри Церкви. Кризис проявился в ряде расколов: между Церковью и государством, между лоялистами и консерваторами внутри РПЦ. Это был один из самих серьезных кризисов в отношениях Церкви и государства в постсоветской России. В статье мы показываем, что, хотя эти «расколы» создали угрозу позициям патриархии, церковное руководство смогло сохранить лояльность верующих. Используя данные СМИ, а также результаты опроса Values in Crisis, мы демонстрируем, что религиозность оказалась связана с более высоким уровнем лояльности власти. У верующих респондентов оказался более высокий уровень тревоги за здоровье и экономическое благополучие своих близких и себя самих и в то же время более высокий уровень лояльности политике правительства в период пандемии. В Заключении делается вывод о том, что, хотя РПЦ и смогла выйти из этого кризиса, она все же потеряла свой «особый статус» в российской политической системе.

Об авторах

А. Н. Щербак
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Щербак Андрей Николаевич, кандидат политических наук, заместитель заведующего Лабораторией сравнительных социальных исследований им. Р.Ф. Инглхарта

Санкт-Петербург



М. В. Ухватова
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Ухватова Мария Васильевна, кандидат политических наук, стажер-исследователь Лаборатории сравнительных социальных исследований им. Р.Ф. Инглхарта

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Anderson J. Religion, state and ‘sovereign democracy' in Putin's Russia. Journal of religious and political practice. 2016, Vol. 2, N 2, P. 249-266. DOI: 10.1080/20566093.2016.1181360

2. Berger P.L. The desecularization of the world. Washington, DC: Ethics and public policy center, 1999, VIII, 135 p. Firsov S. Church and state under his Holiness Patriarch Kirill (Gundiaev): Main Development Trends. Vestnik Russkoi khristianskoi gumanitarnoi akademii. 2013, Vol. 14, N 3, P. 351-360. (In Russ.). EDN: RRQQEJ

3. Karpov V. Conceptual foundations of the theory of desecularization. Gosudarstvo, religiya, tserkov' v Rossii i za rubezhom. 2012, Vol. 2, N 30, P. 114-164. (In Russ.) Laruelle M. Conservatism as the Kremlin's new toolkit: an ideology at the lowest cost.Russian analytical digest. 2013, Vol. 138, N 8, P. 2-12.

4. Laruelle M. The three colors of Novorossiya, or the Russian nationalist mythmaking of the Ukrainian crisis. Post-Soviet affairs. 2016, Vol. 32, N 1, P. 55-74. DOI: 10.1080/1060586x.2015.1023004 EDN: VEVJCR

5. Laruelle M. Making sense of Russia's illiberalism. Journal of democracy. 2020, Vol. 31, N 3, P. 115-129. DOI: 10.1353/jod.2020.0049 EDN: RQJQMF

6. Lisovskaya E., Karpov V. Orthodoxy, Islam, and the desecularization of Russia's state schools. Politics & religion. 2010, Vol. 3, N 2, P. 276-302. DOI: 10.1017/S1755048310000040 EDN: XZQCEG

7. Mudrov S.A. The autocephaly of the Ukrainian Orthodox Church: a new dividing line for Ukraine? Journal of contemporary Central and Eastern Europe. 2019, Vol. 27, N 2-3, P. 271-277. DOI: 10.1080/25739638.2019.1690752 EDN: XDKMOL

8. Papkova I.Russian Orthodox concordat? Church and state under Medvedev. Nationalities papers. 2011, Vol. 39, N 5, P. 667-683. DOI: 10.1080/00905992.2011.602394

9. Polyakov L. ‘Conservatism' in Russia: political tool or historical choice? Russie. Nei. Visions, N 90. Paris: NIS Center, 2015, 20 p.

10. Shtoekl K. Three models of the state-church relations in contemporary Russia). Gosudarstvo, religia, tserkov' v Rossii I za rubezhom. 2018, Vol. 36, N 3, P. 195223. (In Russ.).

11. Ukhvatova M. V. Blessing of the guardians: religious rhetoric at the inauguration of governors in Russia. The journal of political theory, political philosophy and sociology of politics Politeia. 2018, Vol. 89, N 2, P. 84-101. DOI: 10.30570/2078-5089-2018-89-2-84-101 EDN: YNMZIT

12. Карпов В. Концептуальные основы теории десекуляризации // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2012. - Т. 30, № 2. - С. 114-164. EDN: PIHQFX

13. Ухватова М.В. Напутствия охранителей (Религиозная риторика на инаугурациях российских губернаторов) // Журнал политической философии и социологии политики "Полития. Анализ. Хроника. Прогноз". - 2018. - Т. 89, № 2. - С. 84101. DOI: 10.30570/2078-5089-2018-89-2-84-101 EDN: YNMZIT

14. Фирсов С. Церковь и государство при Святейшем Патриархе Кирилле (Гундяеве): основные тенденции развития // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. - 2013. - Т. 14, № 3. - С. 351-360. EDN: RRQQEJ

15. Штекль К. Три модели церковно-государственных отношений в современной России // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2018. - Т. 36, № 3. - С. 195-223. EDN: VNGDIS


Рецензия

Просмотров: 80


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1998-1775 (Print)