Влияние пандемии коронавируса COVID-19 на отношения РПЦ и власти в России
https://doi.org/10.31249/poln/2022.02.09
Аннотация
«Консервативный поворот» в российской политике позволил РПЦ значительно повысить свой статус. В рамках теории десекуляризации Питера Бергера РПЦ наращивала свое влияние через альянс с Кремлем. Это позволяло плавно двигаться от модели «избирательного сотрудничества» к модели «государственной религии», согласно классификации государственно-церковных отношений, предложенной Кристиной Штекль. К началу 2020 г. РПЦ была, возможно, на пике своего политического влияния. С началом пандемии коронавируса COVID-19 отношения Церкви и государства оказались в кризисе. Объявленные правительством ограничительные меры, включающие закрытие храмов и запрет в них богослужений вызвали резкую реакцию внутри Церкви. Кризис проявился в ряде расколов: между Церковью и государством, между лоялистами и консерваторами внутри РПЦ. Это был один из самих серьезных кризисов в отношениях Церкви и государства в постсоветской России. В статье мы показываем, что, хотя эти «расколы» создали угрозу позициям патриархии, церковное руководство смогло сохранить лояльность верующих. Используя данные СМИ, а также результаты опроса Values in Crisis, мы демонстрируем, что религиозность оказалась связана с более высоким уровнем лояльности власти. У верующих респондентов оказался более высокий уровень тревоги за здоровье и экономическое благополучие своих близких и себя самих и в то же время более высокий уровень лояльности политике правительства в период пандемии. В Заключении делается вывод о том, что, хотя РПЦ и смогла выйти из этого кризиса, она все же потеряла свой «особый статус» в российской политической системе.
Ключевые слова
Об авторах
А. Н. ЩербакРоссия
Щербак Андрей Николаевич, кандидат политических наук, заместитель заведующего Лабораторией сравнительных социальных исследований им. Р.Ф. Инглхарта
Санкт-Петербург
М. В. Ухватова
Россия
Ухватова Мария Васильевна, кандидат политических наук, стажер-исследователь Лаборатории сравнительных социальных исследований им. Р.Ф. Инглхарта
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Anderson J. Religion, state and ‘sovereign democracy' in Putin's Russia. Journal of religious and political practice. 2016, Vol. 2, N 2, P. 249-266. DOI: 10.1080/20566093.2016.1181360
2. Berger P.L. The desecularization of the world. Washington, DC: Ethics and public policy center, 1999, VIII, 135 p. Firsov S. Church and state under his Holiness Patriarch Kirill (Gundiaev): Main Development Trends. Vestnik Russkoi khristianskoi gumanitarnoi akademii. 2013, Vol. 14, N 3, P. 351-360. (In Russ.). EDN: RRQQEJ
3. Karpov V. Conceptual foundations of the theory of desecularization. Gosudarstvo, religiya, tserkov' v Rossii i za rubezhom. 2012, Vol. 2, N 30, P. 114-164. (In Russ.) Laruelle M. Conservatism as the Kremlin's new toolkit: an ideology at the lowest cost.Russian analytical digest. 2013, Vol. 138, N 8, P. 2-12.
4. Laruelle M. The three colors of Novorossiya, or the Russian nationalist mythmaking of the Ukrainian crisis. Post-Soviet affairs. 2016, Vol. 32, N 1, P. 55-74. DOI: 10.1080/1060586x.2015.1023004 EDN: VEVJCR
5. Laruelle M. Making sense of Russia's illiberalism. Journal of democracy. 2020, Vol. 31, N 3, P. 115-129. DOI: 10.1353/jod.2020.0049 EDN: RQJQMF
6. Lisovskaya E., Karpov V. Orthodoxy, Islam, and the desecularization of Russia's state schools. Politics & religion. 2010, Vol. 3, N 2, P. 276-302. DOI: 10.1017/S1755048310000040 EDN: XZQCEG
7. Mudrov S.A. The autocephaly of the Ukrainian Orthodox Church: a new dividing line for Ukraine? Journal of contemporary Central and Eastern Europe. 2019, Vol. 27, N 2-3, P. 271-277. DOI: 10.1080/25739638.2019.1690752 EDN: XDKMOL
8. Papkova I.Russian Orthodox concordat? Church and state under Medvedev. Nationalities papers. 2011, Vol. 39, N 5, P. 667-683. DOI: 10.1080/00905992.2011.602394
9. Polyakov L. ‘Conservatism' in Russia: political tool or historical choice? Russie. Nei. Visions, N 90. Paris: NIS Center, 2015, 20 p.
10. Shtoekl K. Three models of the state-church relations in contemporary Russia). Gosudarstvo, religia, tserkov' v Rossii I za rubezhom. 2018, Vol. 36, N 3, P. 195223. (In Russ.).
11. Ukhvatova M. V. Blessing of the guardians: religious rhetoric at the inauguration of governors in Russia. The journal of political theory, political philosophy and sociology of politics Politeia. 2018, Vol. 89, N 2, P. 84-101. DOI: 10.30570/2078-5089-2018-89-2-84-101 EDN: YNMZIT
12. Карпов В. Концептуальные основы теории десекуляризации // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2012. - Т. 30, № 2. - С. 114-164. EDN: PIHQFX
13. Ухватова М.В. Напутствия охранителей (Религиозная риторика на инаугурациях российских губернаторов) // Журнал политической философии и социологии политики "Полития. Анализ. Хроника. Прогноз". - 2018. - Т. 89, № 2. - С. 84101. DOI: 10.30570/2078-5089-2018-89-2-84-101 EDN: YNMZIT
14. Фирсов С. Церковь и государство при Святейшем Патриархе Кирилле (Гундяеве): основные тенденции развития // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. - 2013. - Т. 14, № 3. - С. 351-360. EDN: RRQQEJ
15. Штекль К. Три модели церковно-государственных отношений в современной России // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2018. - Т. 36, № 3. - С. 195-223. EDN: VNGDIS