Влияние коалиций давления на оборонную политику в России: случай реформы Сердюкова
https://doi.org/10.31249/poln/2022.02.10
Аннотация
В 2007-2012 гг. российские вооруженные силы прошли через беспрецедентные изменения, которые затронули все элементы военной организации. Несмотря на политическую и финансовую поддержку со стороны президента и премьер-министра, реформаторам не удалось достигнуть всех целей реформ, а часть изменений была замедлена или отменена. Используя данные 18 экспертных интервью, проведенных с учеными, журналистами и бывшими высокопоставленными военными, опираясь на концепцию коалиций давления, исследование показывает что Министерство обороны не смогло реализовать некоторые изменения из-за противостояния министру внутри военной и президентской коалиций гражданско-военных отношений. Межведомственное сопротивление вынудило Министерство обороны отказаться от некоторых изменений, а часть других была отменена уже после отставки министра Сердюкова. Статья демонстрирует стратегии, которые использовали реформаторы, чтобы реализовать свои цели и преодолеть сопротивление мобилизованных противников реформы. Сопротивление в итоге привело к отставке министра обороны, что остановило дальнейшие радикальные изменения в российских вооруженных силах. Полученные результаты показывают, что даже полная политическая поддержка со стороны авторитарного лидера не может спасти политиков и их программы от влияния других акторов. Недовольство изменениями вызывает раскол в президентской коалиции и ослабляет межведомственное взаимодействие, что ослабляет управленческие позиции реформатора. Более того, изучаемый случай показал, что в гражданско-военных отношениях большую роль играет не только фактическая составляющая реформы, но и соответствие поведения реформатора доминирующим убеждениям военнослужащих.
Ключевые слова
Об авторе
К. В. ШамиевРоссия
Шамиев Кирилл Вячеславович, младший научный сотрудник Центра сравнительных исследований власти и управления; PhD candidate
Санкт-Петербург
Вена, Австрия
Список литературы
1. Arbatov A.G. The transformation of Russian military doctrine: lessons learned from Kosovo and Chechnya. Garmisch-Partenkirchen: George C Marshall Center, European Center For Security Studies, 2000, 62 p. EDN: UCSYXH
2. Barabanov M. (ed.).Russia's new army. Moscow: Centre for analysis of strategies and technology, 2011, 120 p. (In Russ.).
3. Binderkrantz A.S., Christiansen P.M., Pedersen H.H.Interest group access to the bureaucracy, parliament, and the media. Governance. 2015, Vol. 28, N 1, P. 95-112. DOI: 10.1111/gove.12089
4. Cairney P. Understanding public policy: theories and issues. London: Macmillan International Higher Education, 2011, 346 p.
5. Dvorkin V., Arbatov A. Military reform in Russia: Current state and future prospects.Moscow: Moscow Carnegie Center, 2013, 79 p. (In Russ.).
6. Dyson D.T. German military reform 1998-2004: leadership and the triumph of domestic constraint over international opportunity. European security. 2005, Vol. 14, N 3, P. 361-386. DOI: 10.1080/09662830500407929
7. Feaver P. Armed servants: agency, oversight, and civil-military relations. Cambridge, Mass.: Harvard university press, 2005, 400 p.
8. Geddes B., Frantz E., Wright J.G. Military rule. Annual review of political science. 2014, Vol. 17, N 1, P. 147-162. DOI: 10.1146/annurev-polisci-032211-213418
9. Gel'man V. Authoritarian modernization in Russia: ideas, institutions, and policies.London: Routledge, 2016, 324 p. EDN: SMOMDI
10. Giles K. Who gives the orders in the new Russian military? Research Paper N 74.Rome: NATO Defense college, 2012, 12 p.
11. Golts A. Military reform and militarism in Russia. Upsala: Acta Universitatis Upsaliensis, 2017, 315 p.
12. Herspring D.R., McDermott R.N. Serdyukov promotes systemic Russian military reform.Orbis. 2010, Vol. 54, N 2, P. 284-301. DOI: 10.1016/j.orbis.2010.01.004
13. Huntington S.P. The soldier and the state: the theory and politics of civil-military relations. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1957, 564 p.
14. Irondelle B. Europeanization without the European Union? French military reforms 1991-96. Journal of European public policy. 2003, Vol. 10, N 2, P. 208-226. DOI: 10.1080/1350176032000059008
15. Janowitz M. The professional soldier: a social and political portrait. New York: free press, 1960, 488 p.
16. Jenkins-Smith H., Silva L.C., Gupta K., Ripberger T.J. Belief system continuity and change in policy advocacy coalitions: using cultural theory to specify belief systems,coalitions, and sources of change. Policy studies journal. 2014, Vol. 42, N 4, P. 484508. DOI: 10.1111/psj.12071
17. Levy Y. What is controlled by civilian control of the military? Control of the military vs. control of militarization. Armed forces and society. 2016, Vol. 42, N 1, P. 75-98. DOI: 10.1177/0095327X14567918 EDN: RJNPLC
18. Noble B. Authoritarian amendments: legislative institutions as intraexecutive constraints in Post-Soviet Russia.Comparative political studies. 2020, Vol. 53, N 9, P. 1417-1454. DOI: https://doi.org/10.1177%2F0010414018797941. EDN: VEZYFT
19. Nwalie M.I. Advocacy coalition framework and policy changes in a third-world country. Politics & policy. 2019, Vol. 47, N 3, P. 545-568. 10.1111/polp. 12302. DOI: 10.1111/polp.12302
20. Pierce J.J., Peterson H.L., Hicks K.C. Policy change: an advocacy coalition framework perspective. Policy studies journal. 2020, Vol. 48, N 1, P. 64-86. DOI: 10.1111/psj.12223
21. Renz B.Russia's military revival. Cambridge: Polity, 2018, 240 p.
22. Rohlfing I. Case studies and causal inference: an integrative framework. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2012, 272 p.
23. Sabatier P., Weible C. The advocacy coalition framework: innovations and clarifications. Boulder, CO: Westview Press, 2007, 220 p.
24. Shamiev K. Civil-military relations and Russia's Post-Soviet military culture: a belief system analysis. Armed forces and society. 2021, P. 1-24. DOI: 10.1177/0095327X211062932
25. Soeters J. Organizational cultures in the military. In: G. Caforio, M. Nuciari (eds). Handbook of the sociology of the military handbooks of sociology and social research. Cham: Springer International Publishing, 2018, P. 251-272.
26. Stepan A.C. Rethinking military politics. Princeton, NJ: Princeton university press, 1988, 192 p.
27. Stykow P. The devil in the details: constitutional regime types in post-Soviet Eurasia. Post-Soviet affairs. 2019, Vol. 35, N 2, P. 122-139. DOI: 10.1080/1060586X.2018.1553437 EDN: YGNWIM
28. Svolik M.W. The politics of authoritarian rule. Cambridge: Cambridge university press, 2012, 253 p.
29. Thomas G.B. External shocks, conflict and learning as interactive sources of change in U.S. security policy. Journal of public policy. 1999, Vol. 19, N 2, P. 209-231. DOI: 10.1017/S0143814X99000239 EDN: FOQGRB
30. Wilson K. Modernization or more of the same in Russia: was there a "thaw" under Medvedev? Problems of Post-Communism. 2015, Vol. 62, N 3, P. 145-158. DOI: 10.1080/10758216.2015.1019803 EDN: WTXHFN
31. Новая армия России / под ред. М. Барабанова. - М.: Центр анализа стратегий и технологий, 2010. - 168 с.
32. Дворкин В., Арбатов А. Военная реформа России: состояние и перспективы. - М: Моск. Центр Карнеги, 2013. - 79 с.