Preview

Политическая наука

Расширенный поиск

Современные тенденции в государственном управлении: от нового государственного менеджмента к управлению публичной политикой

https://doi.org/10.31249/poln/2022.03.05

Аннотация

В статье рассматривается эволюция концептуальной парадигмы государственного управления под влиянием реагирования административных реформ на возникающие кризисные явления в экономике и обществе. В конце последних десятилетий прошлого века административные трансформации проходили под влиянием неолиберальной стратегии менеджериализации государственного управления, т. е. внедрения в него рыночных механизмов и структур. Идейно эти административные реформы опирались на новый государственный менеджмент. К концу века, однако, стали видны провалы и парадоксы этого направления реформ и его идеологии. Потребовалась перестройка административной системы в направлении включения в управленческий процесс граждан и их ассоциаций. Сетевой, горизонтальный механизм управления нашел выражение в понятии нового публичного управления. Однако и здесь ориентация на «управление без правительства» оказалась сдерживающим фактором публичности государственного управления. Во втором десятилетии стали проявляться новые потребности, связанные с большей системностью государственного управления и его связанностью с публичной политикой. Такие понятия, как «целостное», «стратегическое», «гибкое» и «стрессоустойчивое» управление отразили новое соотношение политики и управления - от дифференциации к единству. На этой основе, как показано в статье, вероятной идейной моделью государственного управления может выступить управление публичной политикой.

Об авторе

Л. В. Сморгунов
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Сморгунов Леонид Владимирович, доктор философских наук, профессор

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Acemoglu D., Robinson J. Why nations fail. The Origins of power, prosperity, and poverty. London: Crown business, 2012, 544 p.

2. Butler R. The evolution of the civil service – A progress report. Public administration. 1993, Vol. 71, N 3, P. 395–406. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1467-9299.1993.tb00981.x

3. Carney P. Understanding public policy. Theories and issues. New York: Palgrave Macmillan, 2012, 327 p.

4. Charbit Cl. Governance of public policy in decentralized contexts. A multi-level approach. OECD regional development working papers. 2011, N 4, P. 1–23. DOI: http://dx.doi.org/10.1787/5kg883pkxkhc-en

5. Connolly J., Zwet A. van der. Public value in Britain: A ‘Post-New public management’ environment? In: Connolly J., Zwet A. van der (eds). Public value management, governance and reform in Britain. Cham: Springer, 2021, P. 15–44. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-55586-3_2

6. Head B.W. Wicked problems in public policy. Understanding and responding to complex challenges. New York: Palgrave Macmillan, 2022, 176 p. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-94580-0

7. Hill M., Hupe P. Implementing public policy: Governance in theory and in practice. London, Thousand Oaks, New Delhi: Sage, 2002, 232 p.

8. Johnsøn J., Marcinkowski L., Sześciło D. Organisation of public administration: Agency governance, autonomy and accountability. SIGMA Papers. Paris: OECD publishing, 2021, N 63, 73 р. DOI: https://doi.org/10.1787/20786581

9. Kurtz M., Schrank A. Growth and governance: models, measures, and mechanisms. The journal of politics. 2007, Vol. 69, N 2, P. 538–554. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1468-2508.2007.00549.x

10. Maor M. The paradox of managerialism. Public administration review. 1999, Vol. 59, N 1, P. 5–18. DOI: https://doi.org/10.2307/977475

11. Mehde V. Governance, administrative science, and the paradoxes of new public management. Public policy and administration. 2006, Vol. 21, N 4, P. 60–81. DOI: https://doi.org/10.1177/095207670602100406

12. Meier K.J., Compton M., Polga-Hecimovich J., Song M., Wimpy C. Bureaucracy and the failure of politics: challenges to democratic governance. Administration & Society. 2019, Vol. 51, N 10, P. 1576–1605. DOI: https://doi.org/10.1177/0095399719874759

13. Neilson D., Stubbs Th. Competition states in the neoliberal era: towards thirdgeneration regulation theory. Competition & Change. 2016, Vol. 20, N 2, P. 122–144. DOI: https://doi.org/10.1177/1024529415623917

14. Prange C., Hennig A. From strategic planning to strategic agility patterns. Journal of creating value. 2019, Vol. 5, N 2, P. 111–123. DOI: https://doi.org/10.1177/2394964319867778

15. Schmidt J. Intuitively neoliberal? Towards a critical understanding of resilience governance. European journal of international relations. 2015, Vol. 21, N 2, P. 402–426. DOI: https://doi.org/10.1177/1354066114537533

16. Welsh E., Wong W. Public Administration in global context: bridging the gaps of theory and practice between Western and Non-Western Nations. Public administration review. 1998, Vol. 58, N 1, P. 40–49. DOI: https://doi.org/10.2307/976888

17. Ylöstalo H., Adkins L. Economizing the political: workfare reform in strategic management mode. Current sociology. 2021, Vol. 69, N 5, P. 723–741. DOI: https://doi.org/10.1177/0011392120913579

18. Zhao L. Conceptualizing the social economy in China. Modern Asian studies. 2013, Vol. 47, N 3, P. 1083–1123. DOI: https://doi.org/10.1017/S0026749X12000650


Рецензия

Просмотров: 587


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1998-1775 (Print)