Проблемы и перспективы сетевого подхода к анализу политики: развитие теории и методов или тщетные поиски «золотого теленка»?
https://doi.org/10.31249/poln/2021.04.03
Аннотация
Статья посвящена критическому осмыслению опыта применения теории политических сетей в современной отечественной и зарубежной политической науке. В отношении российских исследований отмечен ряд проблемных зон, в которых до сих пор не достигнут консенсус: широкая интерпретация терминов, ограничения методологии и методики применения теории политических сетей в изучении российской политики, преобладание теоретических, а не эмпирических исследований. Для разрешения терминологических противоречий авторы предлагают закрепить термин сети политики , который сужает описываемый объект до форматов преимущественно горизонтального сотрудничества, в котором могут принимать участие органы власти, негосударственные институты гражданского общества и бизнеса и / или неинституционализированные объединения граждан в процессе реализации публичного управления. Также в статье дается обзор ограничений использования сетевой методологии изучения политики в мировой практике, которые, по мнению авторов, обусловлены кризисом позитивизма в общественных науках. Во второй части статьи приводятся результаты метаанализа научных статей, посвященных сетевому анализу политики (N=37). Авторы выделяют три логики исследования: (1) исследование отдельных сетей и концентрация выводов на конкретных политиках; (2) развитие методик, заключающееся в разработке и апробации новых подходов к сетевому анализу на эмпирическом материале; (3) фокус на теории политических сетей и доработка ее положений через призму проведенного исследования. Кроме того, авторы концептуализируют ряд методических подходов, используемых учеными для преодоления методологических и методических ограничений сетевого подхода к исследованию публичной политики.
Ключевые слова
Об авторах
А. С. ШерстобитовРоссия
Шерстобитов Александр Сергеевич, кандидат политических наук
Санкт-Петербург
В. А. Осипов
Россия
Осипов Виктор Анатольевич, кандидат политических наук, ассистент кафедры государственного и муниципального управления
Москва
Н. А. Зарипов
Россия
Зарипов Никита Андреевич, студент бакалавриата образовательной программы «Политология»
Москва
Список литературы
1. Aggarwal M., Chakrabarti A.S., Dev P. Breaking "bad" links: impact of companies act 2013 on the Indian Corporate Network. Social networks. 2020, Vol. 62, P. 12-23. DOI: 10.1016/j.socnet.2020.01.001
2. Balayan A.A., Tomin L.V. Political networks: from metaphor to concept. Public policy. 2017, N 2, P. 112-125 (In Russ.). EDN: ZUIGTV
3. Bindman E., Kulmala M., Bogdanova E. NGOs and the policy-making process in Russia: The case of child welfare reform. Governance. 2019, Vol. 32, N 2, P. 207-222. DOI: 10.1111/gove.12366 EDN: EQFYCN
4. Bixler R.P., Lieberknecht K., Atshan S., Zutz C.P., Richter S.M., Balaire J.A. Reframing urban governance for resilience implementation: The role of network closure and other insights from a network approach. Cities. 2020, Vol. 103, P. 102726. DOI: 10.1016/j.cities.2020.102726
5. Boix C., Svolik M.W. The foundations of limited authoritarian government: Institutions, commitment, and power-sharing in dictatorships. Journal of politics. 2013, Vol. 75, N 2, P. 300-316. DOI: 10.1017/s0022381613000029 EDN: RIOXMZ
6. Borisova N.B. Institutional environment and participants of intersectoral interaction in the Perm Region. Bulletin of Perm University. Political science. 2009, N 4(8), P. 40-47. (In Russ.).
7. Börzel, T.A. Organizing Babylon - on the different conceptions of policy networks. Public administration. 1998, Vol. 76, N 2, P. 253-273. DOI: 10.1111/1467-9299.00100
8. Capano G., Howlett M., Ramesh M. Re-thinking governance in public policy: dynamics, strategy and capacities. In: Capano G., Howlett M., Ramesh M. (eds). Varieties of governance. studies in the political economy of public policy. London: Palgrave Macmillan, 2015, P. 3-24. DOI: 10.1057/9781137477972_1
9. Chatfield A.T., Reddick C.G. All hands on deck to tweet# sandy: networked governance of citizen coproduction in turbulent times. Government information quarterly. 2018, Vol. 35, N 2, P. 259-272. DOI: 10.1016/j.giq.2017.09.004
10. Creutzburg L., Lieberherr E. To log or not to log? Actor preferences and networks in Swiss forest policy. Forest policy and economics. 2021, Vol. 125, P. 102. DOI: 10.1016/j.forpol.2021.102395
11. Di Gregorio M., Fatorelli L., Paavola J., Locatelli B., Pramova E., Nurrochmat D.R., May P.H., Brockhaus M., Sari I.M., Kusumadewi S.D. Multi-level governance and power in climate change policy networks. Global environmental change. 2019, Vol. 54, P. 64-77. DOI: 10.1016/j.gloenvcha.2018.10.003 EDN: ZRLCNI
12. Dowding K. Model or metaphor? A Critical review of the policy network approach. Political studies. 1995, Vol. 43, N 1, P. 136-158. DOI: 10.1111/j.1467-9248.1995.tb01705.x
13. Fowler J.H., Heaney M.T, Nickerson D.W., Padgett J.F., Sinclair B. Causality in political networks. American politics research. 2011, Vol. 39, N 2, P. 437-480. DOI: 10.1177/1532673x10396310
14. Fowler L. Problems, politics, and policy streams in policy implementation. Governance. 2018, Vol. 32, N 3, P. 403-420. DOI: 10.1111/gove.12382
15. Friedman R.S., Guerrero A.M., McAllister R.R.J., Rhodes J.R., Santika T., Budiharta S., Indrawan T., Hutabarat J.A., Kusworo A., Yogaswara H., Meijaard E., John F.A. V. St., Struebig M.J., Willson K.A. Beyond the community in participatory forest management: a governance network perspective. Land use policy. 2020, Vol. 97, P. 104738. DOI: 10.1016/j.landusepol.2020.104738
16. Galey S., Youngs P. Moving towards an integrated theory of policy networks: a multi-theoretical approach for examining state-level policy change in US subsystems. Working Paper# 45. Education Policy Center at Michigan State University. 2014, 35 p.
17. Gel'man V. The vicious circle of post-Soviet neopatrimonialism in Russia. Post-Soviet affairs. 2016, Vol. 32, N 5, P. 455-473. DOI: 10.1080/1060586x.2015.1071014 EDN: WNQAMB
18. Georgalakis J. A disconnected policy network: The UK's response to the Sierra Leone Ebola epidemic. Social science & medicine. 2020, Vol. 250, P. 112851. DOI: 10.1016/j.socscimed.2020.112851
19. Greer S.L. The weakness of strong policies and the strength of weak policies: Law, experimentalist governance, and supporting coalitions in European Union health care policy. Regulation & governance. 2011, Vol. 5, N 2, P. 187-203. DOI: 10.1111/j.1748-5991.2011.01107.x
20. Henning C., Abman C., Hedtrich J., Ehrenfels J., Krampe E. What drives participatory policy processes: Grassroot activities, scientific knowledge or donor money? - A comparative policy network approach. Social networks. 2019, Vol. 58, P. 78-104. DOI: 10.1016/j.socnet.2019.03.001
21. Henry A.D. Belief-oriented segregation in policy networks. Procedia - social and behavioral sciences. 2011, Vol. 22, P. 14-25. DOI: 10.1016/j.sbspro.2011.07.052
22. Hogendoorn D., Croxatto L.S., Petersen A.C. The shaping of anticipation: The networked development of inferential capacity in governing Southeast Asian deltas. Earth system governance. 2021, Vol. 7, P. 100089. DOI: 10.1016/j.esg.2020.100089
23. Howlett M., Cashore B. Conceptualizing Public Policy. In: Engeli I., Allison C.R. (eds). Comparative policy studies. Research methods series. London: Palgrave Macmillan, 2014, P. 17-33. DOI: 10.1057/9781137314154_2
24. Ibsen C.L., Ellersgaard C.H., Larsen A.G. Quiet politics, trade unions, and the political elite network: the case of Denmark. Politics & Society. 2021, Vol. 49, N 1, P. 43-73. DOI: 10.1177/0032329220985748
25. Ingold K. How involved are they really? A comparative network analysis of the institutional drivers of local actor inclusion. Land use policy. 2014, Vol. 39, P. 376-387. DOI: 10.1016/j.landusepol.2014.01.013
26. Jordana J., Sancho D. Policy networks and market opening: telecommunications liberalization in Spain. European journal of political research. 2005, Vol. 44, N 4, P. 519-546. DOI: 10.1111/j.1475-6765.2005.00237.x
27. Keller F.B. Moving beyond factions: using social network analysis to uncover patronage networks among Chinese elites. Journal of East Asian studies. 2016, Vol. 16, N 1, P. 17-41. DOI: 10.1017/jea.2015.3
28. Knoke D. Networks of elite structure and decision making. Sociological methods and research. 1993, Vol. 22, N 1, P. 23-45. DOI: 10.1177/0049124193022001002 EDN: IQTCIH
29. Knoke D., Kostiuchenko T. Power structures of policy networks. In: Victor N.J.
30. Montgomery A.H., Lubell M. (eds). The Oxford handbook of political networks. New York: Oxford university press, 2017, P. 91-115.
31. Kolba A.I., Kolba N.V. Urban conflicts as a factor of the local communities' civil-political activation. Political science (RU). 2019, N 2, P. 160-179. 10.31249/poln/2019.02.08 (In Russ.). DOI: 10.31249/poln/2019.02.08(InRuss.) EDN: ECOSMK
32. Ledeneva A. Can Russia modernise?: Sistema, power networks and informal governance. New York: Cambridge university press, 2013, 314 p.
33. Lubell M.N., Scholz J., Berardo R., Robins G. Testing policy theory with statistical models of networks. Policy studies journal. 2012, Vol. 40, P. 351-374. DOI: 10.1111/j.1541-0072.2012.00457.x EDN: RKJBHP
34. Malik N., Spencer D., Bui Q.N. Power in the US political economy: A network analysis. Journal of the association for information science and technology. 2021, Vol. 72, N 7, P. 811-823. DOI: 10.1002/asi.24453
35. Malkamaki A., Yla-Antilla T., Brockhaus M., Toppinen A., Wagner P.M. Unity in diversity? When advocacy coalitions and policy beliefs grow trees in South Africa. Land use policy. 2021, Vol. 102, Article 105283. DOI: 10.1016/j.landusepol.2021.105283
36. Manolache S., Nita A., Hartel T., Miu I.V., Ciocanea C.M., Rozylowicz L. Governance networks around grasslands with contrasting management history. Journal of environmental management. 2020, Vol. 273, Article 111152. DOI: 10.1016/j.jenvman.2020.111152
37. Marsh D., Smith M. There is more than one way to do political science: on different ways to study policy networks. Political studies. 2001, Vol. 49, N 3, P. 528-541. DOI: 10.1111/1467-9248.00325
38. Mikhailova O.V. Network mechanisms of state policy formation: the problem of compliance with the values of democracy. Vlast'. 2010, N 11, P. 22-25. (In Russ.). EDN: NBMGHF
39. Mikulskiene B., Pitrenaite-Zileniene B. Management of participation practice: reconstruction of Lithuania's formal policy networks by means of social network analysis. Procedia - social and behavioral sciences. 2013, Vol. 79, P. 127-140. DOI: 10.1016/j.sbspro.2013.05.061
40. Miskel C., Song M. Passing reading first: prominence and processes in an elite policy network. Educational evaluation and policy analysis. 2004, Vol. 26, N 2, P. 89-109. DOI: 10.3102/01623737026002089 EDN: JRUIUZ
41. Negoita M. Globalization, state, and innovation: an appraisal of networked industrial policy. Regulation & governance. 2014, Vol. 8, N 3, P. 371-393. DOI: 10.1111/rego.12033
42. Nguyen Long L.A., Krause R.M. Managing policy-making in the local climate governance landscape: The role of network administrative organizations and member cities. Public administration. 2021, Vol. 99, N 1, P. 23-39. DOI: 10.1111/padm.12684
43. Osipov V.A. Heterarchy in a system of state and society cooperation on the example of social policy in Moscow: introduction of the concept and methodological aspects. RUDN journal of political science. 2016, N 1, P. 36-47. (In Russ.). EDN: VPENQZ
44. Ostrom E. Governing the commons: the evolution of institutions for collective action. New York: Cambridge university press, 1990, 280 p.
45. Pforr C. Tourism policy in the making: An Australian network study. Annals of tourism research. 2006, Vol. 33, N 1, P. 87-108. DOI: 10.1016/j.annals.2005.04.004
46. Pierre J., Peters B.G. Governance, politics and the state. Basingstoke: Macmillan, 2000, 231 p.
47. Pomiguev I.A. The role of youth political science organizations in the process of forming scientific networks. Political science (RU). 2020, N 1, P. 112-144. http://www.10.31249/poln/2020.01.05 (In Russ.). DOI: 10.31249/poln/2020.01.05(InRuss.) EDN: UDDEPV
48. Ramcilovic-Suominen S., Lovric M., Mustalahti I. Mapping policy actor networks and their interests in the FLEGT Voluntary Partnership Agreement in Lao PDR. World development. 2019, Vol. 118, P. 128-148. DOI: 10.1016/j.worlddev.2019.02.011 EDN: JRLBAU
49. Rhodes R.A.W. Policy network analysis. In: Moran M., Rein M., Goodin R.E. (eds). The Oxford handbook of public policy. Oxford: Oxford university press, 2006, P. 423-445.
50. Rhodes R.A.W., Marsh D. Policy network in British politics. A critique of existing approaches. In: Marsh D., Rhodes R.A.W. (eds). Policy network in British government. Oxford: Clarendon, 1992, P. 1-26.
51. Rhodes R.A.W. Recovering the craft of public administration. Public administration review. 2016, Vol. 76, N 4, P. 638-647. DOI: 10.1111/puar.12504
52. Rudnick J., Niles M., Lubell M., Cramer L. A comparative analysis of governance and leadership in agricultural development policy networks. World development. 2019, Vol. 117, P. 112-126. DOI: 10.1016/j.worlddev.2018.12.015
53. Schaub S., Metz F.A. Comparing discourse and policy network approaches: Evidence from water policy on micropollutants. Politics and governance. 2020, Vol. 8, N 2. P. 184-199. DOI: 10.17645/pag.v8i2.2597
54. Schrama R. Swift, brokered and broad-based information exchange: how network structure facilitates stakeholders monitoring EU policy implementation. Journal of public policy. 2019, Vol. 39, N 4, P. 565-585. DOI: 10.1017/s0143814x1800017x
55. Sherstobitov A.S. Method of policy networks mapping in public policy analysis. Vestnik of Saint Petersburg university. Series 6. Philosophy. Cultural studies. Political science. 2012, N 4, P. 102-108. (In Russ.).
56. Sherstobitov A.S., Belskova A.N. All inclusive? The possibilities of a network methodology for analyzing urban public policy (using the example of the tourism industry in Moscow and St. Petersburg). In: Soloviev A.I., Gaman-Golutvina O.V. World order - a time of change: A collection of articles. Moscow: Aspect Press, 2019, P. 274-293. (In Russ.).
57. Sinclair P.A. The political networks of Mexico and measuring centralization. Procedia - Social and behavioral sciences. 2011, Vol. 10, P. 26-35. DOI: 10.1016/j.sbspro.2011.01.005
58. Smith J.M., Halgin D.S., Kidwell-Lopez V., Labianca G., Brass D.J., Borgatti Sp.P. Power in politically charged networks. Social networks. 2014, Vol. 36, P. 162-176. DOI: 10.1016/j.socnet.2013.04.007
59. Smorgunov L.V. Comparative political science in search for new methodological orientations: Would the ideas be significant for explanation of politics? Polis. Political Studies. 2009, N 1, P. 118-129. (In Russ.). EDN: KYGUYZ
60. Smorgunov L.V. The network approach to policy making and governance. POLIS. Political studies. 2001, N 3, P. 103-112. (In Russ.). EDN: ESCTXB
61. Smorgunov L.V., Sherstobitov A.S. Political networks: theory and methods of analysis: textbook for university students. Moscow: Aspect Press, 2014, 320 p. (In Russ.).
62. Snir R., Ravid G. Global nanotechnology regulatory governance from a network analysis perspective. Regulation & governance. 2016, Vol. 10, N 4, P. 314-334. DOI: 10.1111/rego.12093
63. Sohn C., Giffinger R. A policy network approach to cross-border metropolitan governance: the cases of Vienna and Bratislava. European planning studies. 2015, Vol. 23, N 6, P. 1187-1208. DOI: 10.1080/09654313.2014.994089
64. Solovyov A.I. Government decisions: the conceptual space and dead ends of theorization. Polis. Political studies. 2015, N 3, P. 127-146. 10.17976/jpps/2015.03.08 (In Russ.). DOI: 10.17976/jpps/2015.03.08(InRuss.) EDN: TSJZML
65. Song A.M., Temby O., Kim D., Cisneros A.S., Hickey G.M. Measuring, mapping and quantifying the effects of trust and informal communication on transboundary collaboration in the Great Lakes fisheries policy network. Global environmental change. 2019, Vol. 54, P. 6-18. DOI: 10.1016/j.gloenvcha.2018.11.001
66. Szwarcberg M. Revisiting clientelism: A network analysis of problem-solving networks in Argentina. Social networks. 2012, Vol. 34, N 2, P. 230-240. DOI: 10.1016/j.socnet.2011.12.003
67. Teets J. The power of policy networks in authoritarian regimes: changing environmental policy in China. Governance. 2018, Vol. 31, N 1, P. 125-141. DOI: 10.1111/gove.12280 EDN: VDRILO
68. Thatcher M. The Development of policy network analyses: from modest origins to overarching frameworks. Journal of theoretical politics. 1998, Vol. 10, N 4, P. 389-416. DOI: 10.1177/0951692898010004002 EDN: JOCINN
69. Torfing J. Governance networks. In: Levi-Faur D. (ed.). The Oxford handbook of governance. Oxford: Oxford university press, 2012, P. 99-112. DOI: 10.1093/oxfordhb/9780199560530.013.0007
70. Van Rijnsoever F.J., van den Berg J., Koch J., Hekkert M.P. Smart innovation policy: How network position and project composition affect the diversity of an emerging technology. Research policy. 2015, Vol. 44, N 5, P. 1094-1107. DOI: 10.1016/j.respol.2014.12.004
71. Wagner P.M., Yla-Anttila T., Gronow A., Ocelik P., Schmidt L., Delicado A. Information exchange networks at the climate science-policy interface: evidence from the Czech Republic, Finland, Ireland, and Portugal. Governance. 2020, Vol. 34, N 1, P. 211-228. DOI: 10.1111/gove.12484
72. Yahia N.B., Eljaoued W., Saoud N.B. D., Colomo-Palacios R. Towards sustainable collaborative networks for smart cities co-governance. International journal of information management. 2019, Vol. 56, P. 102037. DOI: 10.1016/j.ijinfomgt.2019.11.005
73. Yi H., Yang Y., Zhou C. The impact of collaboration network on water resource governance performance: evidence from China's Yangtze River Delta Region.International journal of environmental research and public health. 2021, Vol. 18, N 5, P. 2557. DOI: 10.3390/ijerph18052557
74. Zeemering E.S. Local politicians' advice networks and the prospect of metropolitan civil society. Journal of Urban Affairs. 2021, Vol. 43, No. 1, P. 201-217. DOI: 10.1080/07352166.2019.1599293 EDN: MCDRBB
75. Балаян А.А., Томин Л.В. Политические сети. От метафоры к концепту // Публичная политика. - 2017. - № 2. - С. 112-125. EDN: ZUIGTV
76. Борисова Н.В. Институциональная среда и участники межсекторного взаимодействия в Пермском крае // Вестник Пермского университета. Серия: История и политология. - 2009. - № 4 (8). - С. 40-47. EDN: LANHNF
77. Глухова А.В., Кольба А.И., Соколов А.В. Городской конфликт как объект исследования и политического управления: проблемы концептуализации // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. - 2018. - № 4. - С. 5-12. EDN: YRVSRV
78. Журавлева Т.А. К вопросу об управлении политико-административными сетями // Проблемный анализ и государственно-управленческое консультирование. - 2015. - Т. 8, № 6. - С. 63-68.
79. Кольба А.И., Кольба Н.В. Городские конфликты как фактор гражданско-политической активизации локальных сообществ // Политическая наука. - 2019. - № 2. - С. 160-179. -. DOI: 10.31249/poln/2019.02.08 EDN: ECOSMK
80. Мирошниченко И.В. Инкорпорирование социальных сетей в процесс принятия политических решений // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. - 2011. - Т. 7, № 4. - С. 150-158. EDN: ONIENH
81. Социальные сети в публичной практике современной России: модернизационный потенциал / И.В. Мирошниченко [и др.]. - Краснодар: ООО "Просвещение-Юг". - 2012. - 181 с. EDN: RDBXZZ
82. Михайлова О.В. Политические сети: проблема эффективности и демократичности политических альянсов // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). - 2011. - № 3. - С. 44-58. EDN: OFPMMB
83. Михайлова О.В. Сетевые механизмы формирования государственной политики: проблема соответствия ценностям демократии // Власть. - 2010. - № 11. - С. 22-25. EDN: NBMGHF
84. Никифоров А.А., Шерстобитов А.С. Ресурсный обмен и кооперация в сетях общественных инициатив в российских городах (на примере Челябинска,Екатеринбурга и Новосибирска) // Среднерусский вестник общественных наук. - 2018. - Т. 13, № 2. - С. 99-114. -. DOI: 10.22394/2071-2367-2018-13-2-99-114 EDN: XOQZDV
85. Носиков А.А. Интерфейсы взаимодействия политических сетей и политической реальности: границы возможностей // Тренды и управление. - 2017. - № 2. - С. 1-8. EDN: ZBMVHN
86. Осипов В.А. Гетерархия в системе взаимодействия государства и общества на примере социальной политики в г. Москве: введение понятия и методологические аспекты применения // Вестник Российского университета дружбынародов. Серия: политология. - 2016. - № 1. - С. 36-47.
87. Павлова Т.В. Делиберация как фактор конституирования поля современной политики // Политическая наука. - 2018. - № 2. - С. 73-94. EDN: XVAKFV
88. Помигуев И.А. Роль молодежных политологических организаций в процессе формирования научных сетей // Политическая наука. - 2020. - № 1. - С. 112-144. - http://www. DOI: 10.31249/poln/2020.01.05 EDN: UDDEPV
89. Сморгунов Л.В. Сетевой подход к политике и управлению // ПОЛИС. Политические исследования. - 2001. - № 3. - С. 103-112. EDN: ESCTXB
90. Сморгунов Л.В. Сравнительная политология в поисках новых методологических ориентаций: значат ли что-либо идеи для объяснения политики? // Полис.Политические исследования. - 2009. - № 1. - С. 118-129. EDN: KYGUYZ
91. Сморгунов Л.В., Шерстобитов А.С. Политические сети: Теория и методы анализа: учебник для студентов вузов. - М.: Издательство "Аспект Пресс", 2014. - 320 с. EDN: VDPEVZ
92. Соловьев А.И. Государственные решения: концептуальный простор и тупики теоретизации // Полис. Политические исследования. - 2015. - № 3. - С. 127-146. -. DOI: 10.17976/jpps/2015.03.08 EDN: TSJZML
93. Шерстобитов А.С. Государственные и частные акторы в телекоммуникационной отрасли в России: сеть или иерархия? // Политическая экспертиза: ПОЛИТ ЭКС. - 2009. - Т. 5, № 4. - С. 96-104.
94. Шерстобитов А.С. Моделирование политических сетей как метод анализа публичной политики // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6.Философия. Культурология. Политология. - 2012. - № 4. - С. 102-108.
95. Шерстобитов А.С., Бельскова А.Н. All inclusive? Возможности сетевой методологии анализа городской публичной политики (на примере туристической отрасли в Москве и Санкт-Петербурге) // Мировой порядок - время перемен: сборник статей / под ред. А.И. Соловьева, О.В. Гаман-Голутвиной. - М.: Издательство "Аспект Пресс", 2019. - С. 274-293.