Глобальная альтернативная общественность в Instagram: опыт сетевого анализа русскоязычных блогов о миграции
https://doi.org/10.31249/poln/2021.04.10
Аннотация
В статье рассматривается с точки зрения теории публичной сферы зарубежная русскоязычная блогосфера на платформе Instagram. В ходе исследования выявлено активное сотрудничество блогеров, проживающих в разных странах, во время освещения пандемии коронавируса в марте - апреле 2020 г. Участниками сетевых общественностей, объединенных в рамках данного сотрудничества, стали более 4 тыс. русскоговорящих инстаграм-пользователей, комментирующих посты, охват аудитории у наиболее популярных блогеров превышал порог в 100 тыс. подписчиков. Блогеры, инициировавшие контрибутивные публикации о положении с COVID-19 в своих странах, являлись точками кристаллизации публичных дискуссий для людей с опытом миграции, которые нередко исключены из национальных публичных сфер как родных стран, так и стран проживания. Предлагая своим подписчикам познакомиться с ситуацией в разных странах, блогеры сформировали глобальную арену, которая возникает на пересечении сетевых групп общественности, сложившихся вокруг блогеров. Основным механизмом создания подобной арены выступает сотрудничество блогеров, направленное на собственное продвижение и помощь другим блогерам в противостоянии алгоритмам онлайн-платформы. Коллаборация в виде единовременной публикации постов на одну и ту же тему, объединенных уникальным хештэгом и включающих прямые ссылки на блогеров из других стран, приводит к возникновению сетевого ad hoc, или ситуативного, глобального медиа на русском языке. На арене, конституируемой ad hoc медиа, русскоговорящие мигранты, живущие в разных странах, могли обсудить меры, которые предпринимали государства для победы над пандемией. В то же время данная глобальная сетевая общественность остается «слабой публикой», которая не трансформировалась в контрпубличную сферу участия.
Ключевые слова
Об авторе
А. С. СмоляроваРоссия
Смолярова Анна Сергеевна, кандидат политических наук, доцент кафедры международной журналистики
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Asen R. Seeking the 'Counter' in counterpublics. Communication theory. 2000, Vol. 10, N 4, P. 424-446. DOI: 10.1111/j.1468-2885.2000.tb00201.x
2. Bodrunova S.S., Smoliarova A.S., Blekanov I.S., Zhuravleva N.N., Danilova Yu.S.A global public sphere of compassion? #JeSuisCharlie and #JeNeSuisPasCharlie on Twitter and their language boundaries. Monitoring of public opinion: economic and social changes. 2018, N 1, P. 267-295. DOI: 10.14515/monitoring.2018.1.14 EDN: YQUCQX
3. Boyd D. Social network sites as networked publics: Affordances, dynamics, and implications. In: Z. Papacharissi (ed.). A networked self: Identity, community and culture on social network sites. New York: Routledge, 2010, P. 39-58.
4. Bruns A., Burgess J. Twitter hashtags from ad hoc to calculated publics. In: Rambukkana N. (ed.). Hashtag publics: The power and politics of discursive networks. New York: Peter Lang, 2015, P. 13-28.
5. Dahlgren P. The Internet, public spheres, and Political communication: Dispersion and deliberation. Political communication. 2005, Vol. 22, N 2, P. 147-162. DOI: 10.1080/10584600590933160
6. Docherty S. The contemporary global public sphere as reincarnation of Habermas' bourgeois society. Inquiries journal. 2015, Vol. 7, N 02. URL: http://www.inquiriesjournal.com/a?id=1000.
7. Downey J., Fenton N. New media and the public sphere. New media & society. 2003, Vol. 5, N 2, P. 185-202. DOI: 10.1177/1461444803005002003
8. Ferree M.M., Gamson W.A., Gerhards J., Rucht D. Four models of the public sphere in modern democracies. Theory and society. 2002, Vol. 31, N 3, P. 289-324. DOI: https://doi.org/10.1023/a:1016284431021. EDN: BCAWYP
9. Fraser N. Rethinking the public sphere: A contribution to the critique of actually existing democracy. Social text. 1990, Vol. 25/26, P. 56-80. DOI: 10.2307/466240
10. Fraser N. Transnational public sphere: Transnationalizing the public sphere: On the legitimacy and efficacy of public opinion in a post-Westphalian world. Theory, culture & society. 2007, Vol. 24, N 4, P. 7-30. DOI: 10.1177/0263276407080090 EDN: JTTQFV
11. Ilyin M. Prototype citizenship: evolving concepts of inclusion and order. In: Wiesner C., Björk A., Kivistö H.M., Mäkinen K. (eds). Shaping citizenship. New York: Routledge, 2017, P. 23-38. EDN: XXTVLF
12. Malinova O. Yu. Symbolic politics and construction of macro-political identity in post-Soviet Russia. Polis. Political studies. 2010, N 2, P. 90-105. (In Russ.). EDN: LADFQJ
13. Lay S., Thomas L. Ethnic minority media in London: transition and transformation. Media, culture & society. 2012, Vol. 34, N 3, P. 369-380. DOI: 10.1177/0163443711434348
14. Leurs K., Ponzanesi S. Connected migrants: encapsulation and cosmopolitanization. Popular communication. 2018, Vol. 16, N 1, P. 4-20. DOI: 10.1080/15405702.2017.1418359
15. O'Meara V. Weapons of the chic: Instagram influencer engagement pods as practices of resistance to Instagram platform labor. Social Media + Society. 2019, Vol. 5, N 4. DOI: 10.1177/2056305119879671
16. Papacharissi Z. (ed.). A networked self: Identity, community and culture on social network sites. New York: Routledge, 2010, 336 p.
17. Papacharissi Z. Affective publics and structures of storytelling: Sentiment, events and mediality. Information, communication & society, 2016, Vol. 19, N 3, P. 307-324. DOI: 10.1080/1369118x.2015.1109697
18. Pfetsch B. Dissonant and disconnected public spheres as challenge for political communication research. Javnost the public. 2018, Vol. 25, N 1-2, P. 59-65. DOI: 10.1080/13183222.2018.1423942
19. Rauchfleisch A. The public sphere as an essentially contested concept: A co-citation analysis of the last 20 years of public sphere research. Communication and the public. 2017, Vol. 2, N 1, P. 3-18. DOI: 10.1177/2057047317691054 EDN: KNRIBF
20. Smoliarova A., Bodrunova S.S. InstaMigrants: Global ties and mundane publics of Russian-speaking bloggers with migration background. Social Media + Society. 2021. DOI: 10.1177/20563051211033809 EDN: UJNUYA
21. Smoliarova A., Gromova T., Sharkova E. Bloggers against panic: Russian-speaking Instagram bloggers in China and Italy reporting about COVID-19. In: Pollock J.C., Kovach D. (eds). COVID-19 in international communication: responses to the pandemic in global perspective. New York: Routledge, (forthcoming).
22. Trubina E. Public: а short review of a concept. In: E. Iarskaia-Smirnova, P. Romanov (eds). Public sphere: theory, methodology, case studies. Moscow: Variant, GSPGS, 2013, P. 25-34.
23. Tykanova E.V. Strategies of claim legitimization of the strong and weak publics to property rights in the context of consumer society. Journal of sociology and social anthropology. 2011, Vol. 14, N 5, P. 158-167 (In Russ.). EDN: ORRCTZ
24. Wimmer J. Counter-public spheres and the revival of the European public sphere.Javnost the public. 2005, Vol. 12, N 2, P. 93-110. DOI: 10.1080/13183222.2005.11008890
25. Дубровина Д.Н. Феномен публики: современные трактовки и жизненное воплощение // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2007. № 1. C. 34-39. EDN: OWSRDZ
26. Малинова О.Ю. Символическая политика и конструирование макрополитической идентичности в постсоветской России // Полис. Политические исследования. 2010. № 2. С. 90-105. EDN: LADFQJ
27. Попова О.В., Суслов С.И. Сетевой анализ политических интернет-сообществ: от формализованных к "ненаблюдаемым" группам // Политическая наука. 2021. № 1. С. 160-182. http://www. DOI: 10.31249/poln/2021.01.07 EDN: GOEIKL
28. Трубина Е. Публика: краткий очерк понятия // Публичная сфера: теория, методология, кейс-стади / под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой, П.В. Романова. М.: ООО "Вариант", ЦСПГИ, 2013. C. 25-34.
29. Тыканова Е. Стратегии легитимации притязаний "сильных" и "слабых" публик на права собственности в контексте общества потребления (на примере конфликта вокруг сноса гаражей в Санкт-Петербурге) // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. № 14 (5). C. 158-167. EDN: ORRCTZ