Государство и общественный выбор: Контуры посткоронавирусной реальности
https://doi.org/10.31249/poln/2021.02.02
Аннотация
Коронавирусная пандемия обнажила фундаментальные проблемы функционирования национальных социумов. Кроме того, она предопределила возрастающую значимость политико-экономических подходов к трактовке основных принципов функционирования будущей посткоронавирусной реальности. Социетальный кризис, явившийся следствием неэффективности государства в предотвращении экстремальных угроз жизни и здоровью граждан типа COVID-19, актуализировал проблему «new normal», которую сегодня активно обсуждают эксперты международных исследовательских и практических организаций. Пост-коронавирусная реальность начнет формироваться по окончании пандемии COVID-19 и будет строиться на иных принципах функционирования. Автор трактует ее в контексте восстановления социетальной целостности национальных сообществ при следующих условиях: (1) переориентации формальных институтов в руках государства на приоритет человекоцентристских принципов для целей восстановления общественного консенсуса, доверия к государству и его политике; (2) агрегирования общественного выбора с учетом, в первую очередь, преференций и ценностей домашних хозяйств (простых граждан), что позволит минимизировать его искажения впредь; (3) возвышения экспертных функций государства на примере адекватной институционализации условий для устранения негативных последствий социетального кризиса. Автор обосновывает целесообразность переосмысления феномена партнерства государства и частного бизнеса с учетом реалий посткоронавирусного мира. В качестве апробации полученных результатов обосновывается модель «институциональной матрицы», которую можно использовать для институционализации взаимовыгодного партнерства государства и частного бизнеса в целях минимизации неопределенности посткоронавирусной реальности («new normal»).
Об авторе
Я. И. ВаславскийРоссия
Ваславский Ян Ильич, кандидат политических наук, доцент кафедры политической теории
Москва
Список литературы
1. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство как антикризисная мера // Институты и механизмы государственного регулирования экономики: сборник. М.: ИЭ РАН, 2012. C. 23-34.
2. Ваславский Я.И., Ваславская И.Ю. Государственно-частное партнерство: институциональный подход. М.: Аспект Пресс, 2019. 412 с. EDN: ZBUABV
3. Заостровцев А.П. История по Асемоглу Робинсону: институты, развитие и пределы авторитарного роста // Общественные науки и современность. 2014. № 3. С. 32-43. EDN: SHFLPD
4. Зедина Ю.А. Партнерство государства и бизнеса в сфере производства и реализации общественных благ // Федерализм. 2014. № 4. C. 85-94. EDN: TFDSVX
5. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги "Начала", 1997. 180 с. EDN: YQDVYE
6. Нуреев Р.М. Теория общественного выбора: курс лекций. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2005. 530 с. EDN: TIITSR
7. Пранов B.M., Рассохина T.В. Методологические подходы к адаптации глобальных индикаторов достижения целей устойчивого развития Российской Федерации // Modern economy success. 2019. № 1. P. 146-152. EDN: CWUNHL
8. Радыгин А.Д., Симачев Ю.В., Энтов Р.М. Государственная компания: сфера проявления "провалов государства" или "провалов рынка"? // Вопросы экономики. 2015. № 1. С. 45-79. EDN: THNAAP
9. Эрроу К. Дж. Коллективный выбор и индивидуальные ценности. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2004. 204 с. EDN: QOCIVX
10. Acemoglu D., Robinson J.A. Why nations fail. The origins of power, prosperity and poverty. New York: Crown Publishers, 2012. 544 p.
11. Alchian A.A. Specifity, specialization, and coalitions // Journal of institutional and theoretical economics. 1984. Vol. 140, N 1. P. 34-49.
12. Arrow K.J. Political and economic evaluation of social effects and externalities // The analysis of public output / Ed. by J. Margolis. New York: Columbia University Press, 1970. P. 1-30.
13. Musgrave R. The role of the state in the fiscal theory // Public Finance in a Changing World / P.B. Sorensen (ed.). L.: Macmillan, 1988. P. 247-258.
14. North D.C. Structure and сhange in еconomic history. N.Y.: W.W. Norton & Co., 1982. 240 p.
15. Well spent: how strong infrastructure governance can end waste in public investment / G. Schwartz, M. Fouad, T. Hansen, G Verdier (eds). Washington, DC: International monetary fund, 2020. 756 p.
16. Tanzi V. Government versus markets: the changing economic role of the state. Cambridge: Syndicate of the press of the university of Cambridge, 2011. 390 p.
17. Vaslavskaya I.Y. Public-private partnership and financing the development of national infrastructure: safeguarding public finance sustainability // Social, economic, and environmental impacts between sustainable financial systems and financial markets / M. Ziolo (ed). Hershey, PA: IGI global, 2020. P. 261-288.
18. Vaslavskiy Y., Vaslavskaya I. Infrastructure public-private partnership projects: budget consolidation policy in Russia and government expenditures' efficiency increase // Modeling economic growth in contemporary Russia / B.S. Sergi (ed). L.: Emerald publishing, 2019. P. 199-228.
19. Vaslavskiy Y. Aggregation of public choice in Russia: national projects' potential // The 1 st International Conference on Business Technology for a Sustainable Environmental System (BTSES-2020). E3 S Web of Conferences. Chapter 5: Sustainable Cities and Communities. 2020. Vol. 159. P. 05007. DOI: 10.1051/e3sconf/202015905007 EDN: JQJAKC
20. Ziolo M. Social, economic, and environmental impacts between sustainable financial systems and financial markets. Hershey, PA: IGI global, 2020. 383 p.