Пространство героев в сознании российской молодежи: разнообразие предложений при неясных предпочтениях
https://doi.org/10.31249/poln/2023.02.08
Аннотация
Образы героев в сознании российской молодежи в значительной степени представлены на основе освоения продукции массовой культуры – кино, книг, музыки, компьютерных игр и др. В статье анализируются результаты исследования коллектива авторов, на основе которых удалось реконструировать это пространство героев, соотнести его с представлениями о реальном социально-политическом процессе. Делается вывод о преобладании кино и сериалов как вида досуговой практики молодежи. Выбор зарубежных фильмов делается чаще, чем отечественных, а среди картин, в которых отмечаются наиболее яркие образы, выделяются советские и некоторые российские. Российская молодежь оперирует категорией «герой времени», затрагивая не только пласт массовой культуры, но и оценивая современный политический процесс, выделяя ключевые его фигуры. В этом аспекте на первый план выходят фигуры российских политиков как властного, так и оппозиционного спектра. Многие респонденты считают героями своих родителей. Главными факторами, определяющими предпочтения молодежи в выборе тех или иных произведений массовой культуры, выступают лидеры мнений, работающие в социальных сетях (блогеры, известные медийные люди). Их оценки являются более значимыми по сравнению с позицией родителей, преподавателей, профильных печатных изданий.
Ключевые слова
Об авторах
И. И. КузнецовРоссия
Игорь Иванович Кузнецов, доктор политических наук, старший научный сотрудник, профессор
Отдел политической науки
факультет политологии
кафедра истории и теории политики
Москва
Е. В. Куликова
Россия
Елизавета Владимировна Куликова, редактор, магистр
Отдел политической науки
факультет политологии
Москва
Ю. В. Петрова
Россия
Петрова Юлия Владимировна, редактор, аспирантка
Отдел политической науки
факультет политологии
кафедра истории и теории политики
Москва
Список литературы
1. Горшков М. К. Молодежь России: к итогам многолетних исследований : [монография] / М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги. – М.: ФНИСЦ РАН, 2020. – 688 с.
2. Молодежь в городе: культуры, сцены и солидарности : коллект. моногр. / сост. и науч. ред. Е. Л. Омельченко ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. – 502 с.
3. Пищальникова В. А. Функциональная неграмотность как следствие утраты доминирующей функции языкового знака в цифровом информационном пространстве / В. А. Пищальникова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2021. – № 2. – С. 36–45. – doi: 10.17308/lic.2021.2/3413
4. Саморегуляция в молодежной среде: типологизация и моделирование : монография / Ю. А. Зубок [и др.] ; под общ. ред. Ю. А. Зубок ; ФНИСЦ РАН. – Белгород: Эпицентр, 2022. – 360 с.
5. Радаев В. В. Миллениалы. Как меняется российское общество / В. В. Радаев. – М.: Издательский дом ВШЭ, 2019. – 224 с.