Preview

Политическая наука

Расширенный поиск

Многоуровневое управление в Европейском союзе: как объяснить принятие решений за пределами «правил игры»?

https://doi.org/10.31249/poln/2025.03.10

Аннотация

     К началу нулевых политические ученые, изучающие Европейский союз, обратили внимание на систему взаимодействия между наднациональными, национальными и региональными акторами как по горизонтали, так и по вертикали. В результате описания этой системы появилась теория многоуровневого управления. Ее ключевая идея заключается в распределении властных полномочий между различными субъектами, которые зачастую не совпадают с традиционными государственными институтами. Конфликты, связанные с разделением полномочий и решением других вопросов, согласно положениям теории, должны были разрешаться посредством постоянных переговоров между акторами на различных уровнях.
     Тем не менее в реальности мы можем наблюдать случаи, когда наднациональные акторы вмешиваются в сферы компетенции национальных правительств. Подобное сложно интерпретировать как переговорный процесс, поскольку такие ситуации сопровождаются принудительным вмешательством, направленным на усиление контроля над принятием решений. Поскольку такие ситуации отличаются от классического переговорного процесса в рамках теории многоуровневого управления, важно понять, какие механизмы используются наднациональными акторами для вмешательства в процесс принятия решений там, где у них нет на это формальных прав.
     Данная статья нацелена на анализ объяснительной способности ряда теорий, используемых обычно для анализа политических процессов в Европейском союзе – интерговернментализма, супранационализма и многоуровневого управления, а также теорий более низкого уровня, описывающих механизмы взаимодействия между различными акторами Европейского союза. В результате такого анализа можно констатировать, что каждая из указанных теорий является полезной для понимания отдельных составляющих описанной проблемы: интерговернментализм акцентирует внимание на позиции национальных правительств, супранационализм – на действиях наднациональных институтов, а теория многоуровневого управления – на институциональной структуре взаимодействия различных уровней власти. В то же время более узкоспециализированные теории, такие как «модель интеграции» Филиппа Геншеля и Маркуса Яхтенфухса, а также концепция дифференцированной интеграции, позволяют более детально анализировать внутренние политические процессы в рамках Европейского союза.

Об авторе

М. С. Борисенко
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Борисенко Максим Сергеевич, аспирант, приглашенный преподаватель департамента политологии и международных отношений
Санкт-Петербург



Список литературы

1. Beisheim M., Campe S., Schäferhoff M. Global governance through public-private partnerships. In: Enderlein H., Wälti S., Zürn M. (eds). Handbook on multi-level governance. Cheltenham: Edward Elgar Publishing Limited, 2010, P. 370–382. DOI: https://doi.org/10.4337/9781849809047

2. Bickerton C., Hodson D., Puetter U. (eds). The New intergovernmentalism. States and supranational actors in the Post-Maastricht Era. Oxford: Oxford university press, 2015, 378 p.

3. Frey B., Eichenberger R. The new democratic federalism for Europe. Functional, overlapping, and competing jurisdictions. Cheltenham: Edward Elgar, 1999, 111 p. Genschel P., Jachtenfuchs M. Multilevel, not federal. The EU, taxation, and the state. Proceedings of the conference of the DVPW. Darmstadt, 2007, 27 p.

4. Genschel P., Jachtenfuchs M. The fiscal anatomy of multilevel governance: The EU and the regulation of taxation. Proceedings of the 11th biennial conference of European Union Studies Association (EUSA). 2009, 32 p.

5. Genschel P., Jachtenfuchs M. Introduction: beyond market regulation. Analysing the European integration of core state powers. In: Genschel P., Jachtenfuchs M. (eds). Beyond the regulatory polity? New York: Oxford University Press, 2014 a, P. 1–23. DOI: https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199662821.003.0001

6. Genschel P., Jachtenfuchs M. Conclusion: The European integration of core state powers. In: Genschel P., Jachtenfuchs M. (eds). Beyond the regulatory polity? New York: Oxford University Press, 2014 b, P. 249–270. DOI: https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199662821.003.0013

7. Haas E.B. International integration: The European and the universal process. International organization. 1961, Vol. 15, N 3, P. 366–392. DOI: https://doi.org/10.1017/S0020818300002198

8. Hallerberg M. Why is there fiscal capacity but little regulation in the US, but regulation and little fiscal capacity in Europe? The global financial crisis as a test case. In:

9. Genschel P., Jachtenfuchs M. (eds). Beyond the regulatory polity? Oxford: Oxford University Press, 2014, P. 87–104. DOI: https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199662821.003.0005

10. Hoffmann S. Obstinate or obsolete? The fate of the nation-state and the case of Western Europe. Daedalus. 1966, Vol. 95, N 3, P. 862–915. Hoffmann S. Reflections on the nation-state in Western Europe today. Journal of common market studies. 1982, Vol. 21, N 1, P. 21–38. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1468-5965.1982.tb00637.x

11. Hooghe L., Marks G. Unraveling the central state, but how? Types of multi-level governance. American political science review. 2003, Vol. 97, N 2, P. 233–243. DOI: https://doi.org/10.1017/S0003055403000649

12. Hooghe L., Marks G. Types of multi-level governance. In: Enderlein H., Wälti S., Zürn M. (eds). Handbook on multi-level governance. Cheltenham: Edward Elgar publishing limited, 2010, P. 17–32. DOI: https://doi.org/10.4337/9781849809047

13. Jachtenfuchs M., Genschel P., Migliorati M. Report on patterns of variation in DI across areas of core state power and instruments of integration. Robert Schuman centre for advanced studies. 2022, Article N RSC_39. DOI: http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.4148731

14. Keohane R.O. After hegemony: cooperation and discord in the world political economy. Princeton, New Jersey: Princeton university press, 1984, 320 p.

15. Lindberg L.N., Scheingold S.A. Europe’s would be polity: patterns of change in the European community. Englewood Cliffs, New Jersey: Prentice-Hall, 1970, 370 p.

16. Marks G. Structural policy and multilevel governance in the EC. In: Cafruny A.W., Rosenthal G. The state of the European community. Boulder, Colorado: Lynne Rienner, 1993, P. 391–411.

17. Merand F., Angers K. Military integration in Europe. In: Genschel P., Jachtenfuchs M. (eds). Beyond the regulatory polity? Oxford: Oxford university press, 2014, P. 46–65. DOI: https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199662821.003.0003

18. Moravcsik A. Preferences and power in the European community: A liberal intergovernmentalist approach. Journal of common market studies. 1993, Vol. 31, N 4, P. 473–524. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1468-5965.1993.tb00477.x

19. Moravcsik A. The choice for Europe. Social purpose and state power from Messina to Maastricht. Ithaca, New York: Cornell university press, 1998, 514 p.

20. Pierson P. The path to European integration: A historical institutionalist perspective. Comparative political studies. 1996, Vol. 29, N 2, P. 123–163. DOI: https://doi.org/10.1177/0010414096029002001

21. Pierson P. The path to European integration: A historicalinstitutionalist analysis. In: Sandholtz W., Stone Sweet A. (eds). European integration and supranational governance. Oxford: Oxford University Press, 1998, P. 27–58.

22. Schelkle W. Fiscal integration by default. In: Genschel P., Jachtenfuchs M. (eds). Beyond the regulatory polity? New York: Oxford University Press, 2014, P. 105– 123. DOI: https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199662821.003.0006

23. Schmitter P. C. Three neo-functional hypotheses about international integration. International organization. 1969, Vol. 23, N 1, P. 161–166.

24. Stone Sweet A., Sandholtz W. European integration and supranational governance. Journal of European public policy. 1997, Vol. 4, N 3, P. 297–317.

25. Svensson P. The Danish yes to Maastricht and Edinburgh. The EC referendum of May 1993. Scandinavian political studies. 1994, Vol. 17, N 1, P. 69–82.

26. Stegmann Mccallion M. Multi-level governance in Sweden? Regional and federal studies. 2007, Vol. 17, N 3, P. 335–351. DOI: https://doi.org/10.1080/13597560701543725

27. Weber M. Economy and society. Berkeley: University of California press, 1968, 1469 p. Weiss M. Integrating the acquisition of leviathan’s swords? The emerging regulation of defence procurement within the EU. In: Genschel P., Jachtenfuchs M. (eds). Beyond the regulatory polity? New York: Oxford University Press, 2014, P. 27–45. DOI: https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199662821.003.0002

28. Zürn M., Wälti S., Enderlein H. “Introduction” In: Enderlein H., Wälti S., Zürn M. (eds). Handbook on multi-level governance. Cheltenham: Edward Elgar Publishing Limited, 2010, P. 1–13. DOI: https://doi.org/10.4337/9781849809047


Дополнительные файлы

Рецензия

Просмотров: 14


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1998-1775 (Print)