Семинар был посвящен теоретическим и методологическим вызовам, встающим перед исследованиями политических коммуникаций в контексте быстро меняющихся информационных технологий. Особое внимание было уделено проблемам, обусловленным гибридизацией медиасистем, использованием искусственного интеллекта, развитием социальных сетей и внедрением иммерсивных технологий. Модератором выступила главный редактор научного журнала «Политическая наука»: Помигуев Илья Александрович, кандидат политических наук, научный сотрудник Отдела политической науки ИНИОН РАН Дискутант: Малинова Ольга Юрьевна, д.филос.н., профессор, главный научный сотрудник Отдела политической науки ИНИОН РАН Прозвучали следующие выступления с докладом: Доктор филологических наук, декан факультета журналистики, профессор, заведующий кафедрой теории и экономики СМИ МГУ имени М.В. Ломоносова Вартанова Елена Леонидовна, представила доклад «Полисубъектная цифровая медиасреда и политические коммуникации». В своем докладе автор отметила, что цифровизация существенно расширила границы медиасреды, усложнив ее технологическую инфраструктуру и выведя в общественное пространство множество непрофессиональных авторов, которые начали активно влиять на медиапотребление, на формирование информационной и политической повесток дня. Медиасреда превратилась в полисубъектное цифровое пространство, в котором традиционные СМИ, социальные сети и активная аудитория, сохраняя разнородность своей природы, выступают как активные и конкурирующие субъекты. Елена Леонидовна обратила внимание на то, что медиатизация социальных процессов и институтов, особенно в ее «глубинных» проявлениях, артикулировала вопросы о формах, эффектах и потенциале воздействия медиарепрезентаций действительности на современного человека, о манипулятивных возможностях медиа в цифровую эпоху. Упомянутые процессы обновляют формы и содержание политических коммуникаций, не только выражающих сегодня позиции органов государственной власти, политических партий, профессиональных журналистов и коммуникаторов, но и предоставивших возможность высказаться и быть услышанными самым разным участникам политических процессов общества. Малинова Ольга Юрьевна, доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Отдела политической науки ИНИОН РАН; главный редактор научного журнала «Политическая наука» и Бислер Матвей Александрович, аспирант НИУ ВШЭ выступили с докладом на тему «Представляя Россию в оптике федеральных округов: Мультимодальный анализ выставки». В нем были представлены результаты исследования, основу которого составили материалы наблюдения на основе фото и аудиофиксации выставки «Путешествие по России». Докладчики сфокусировали внимание на репрезентации регионального многообразия сквозь призму символической политики, при этом отметили, что способ репрезентации определялся подрядчиками – специализированными агентствами, располагающими нужными технологиями. Кроме того, отдельный акцент был сделан на способе трансляции традиционных ценностей, содержание которых задается преимущественно на федеральном уровне, однако в рамках выставки оно адаптируется к региональной специфике. Авторы отметили, что тема традиционных ценностей часто не заявлена прямо, но «вшита» в описание истории и культуры региона. При этом без вербального комментария экспонаты могут не всегда считываться как репрезентующие ценности, даже если они интерактивные. Преподаватель Института общественных наук РАНХиГС Атаманенко Артемий Андреевич выступил с докладом на тему «Аффективная мультимодальность: особенности языка визуальных средств политической коммуникации в комикс-культуре». В своем выступлении автор обозначил, что в области массовой культуры максимально ярко проявляются и мультимодальность, и аффективность, характерные для комикс-культуры как формы политической коммуникации. Докладчик отметил, что политические сообщения в таких формах коммуникации приобретают морфологический объем, что может придать им большую аффективную убедительность. Исходя из этого, фиксируется комплексная мультиформатная политизация как «идеальный» эффект использования полного спектра возможностей визуального политического языка комикс-культуре. Артемий Андреевич сделал вывод о том, что комикс-культура использует особый язык в области политической коммуникации, основанный как на мультимодальном формате этой части культурных индустрий, так и на аффективной природе любой визуально ориентированной формы коммуникации. Комбинация эстетических, эмоциональных и смысловых посылов делает комикс-культуру как перспективным объектом политико-коммуникативных исследований, так и многообещающей средой коммуникативного политического действия в современном медиатизированном политикуме. Дунас Денис Владимирович, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова выступил с докладом на тему «Медиарепрезентации политических метанарративов в социальных медиа: интерпретационные практики «цифровой молодежи». На основе результатов контент-анализа публикаций сообществ «ВКонтакте» и каналов Telegram (N=1134), ориентированных на представителей «цифровой молодежи» России (14-22 лет), выявившего политическую тематику, а также их обсуждение на фокусированных групповых интервью (N=4, г. Москва и г. Ростов-на-Дону, студенты вузов и учащиеся колледжей, 14-21 лет). Результаты исследования подтвердили устойчивые ценностно-мировоззренческие установки представителей цифровой молодежи, однако выявили негативную реакцию на прямолинейные пропагандистские методы подачи информации. Кроме того, отмечена ценность «честного» контента, допускающего сложность и неоднозначность трактовок, и выражали скепсис по отношению к упрощенным и директивным сообщениям. Эмпирически были выявлены существенные различия в восприятии медиаконтента учащимися колледжей и студентами вузов. Автор также отметил, что медиарепрезентации не обладают смысловой монополией и сталкиваются с альтернативными прочтениями. Без интеграции отдельных постов в связный по сетевому принципу единый контекст внутри стабильного сообщества, данная смысловая рамка для молодежной аудитории распадается на набор нейтральных новостных фрагментов или воспринимается как раздражающий информационный шум. С результатами исследования об эмоциональных кривых популистской коммуникации в президентской кампании Д. Трампа выступили Харитонова Оксана Геннадьевна, кандидат политических наук, доцент кафедры сравнительной политологии МГИМО МИД России и Анкирская Алла Михайловна, студент МГИМО МИД России. Докладчики рассмотрели популизм в логике эмоционального подхода как сочетание гнева по отношению к «коррумпированной элите» и страха за «простой народ». Популисты обращаются к страху, конструирую угрозы и опасности для народа, в том числе в плане экономического благосостояния и безопасности. Гнев опредмечивает вину за вызванные угрозы обвиняет элиту и возлагает на нее ответственность за ошибки политики. По результатам количественного анализа данных опросов общественного мнения (ANES) авторы проверили и подтвердили гипотезы о связи между эмоциями (страхом и гневом) респондентов по отношению к политике в стране и решением поддержать кандидата (Д. Трампа или К. Харрис) на выборах. Связь между эмоциями сохранила значимость при включении ряда контрольных переменных и их сочетаний. Количественный контент-анализ эмоций в восьми предвыборных речах Д. Трампа в колеблющихся штатах выявил, что риторика гнева преобладает над риторикой страха и сопровождаются восхвалением прошлых заслуг и будущих достижений. С помощью критического дискурс-анализа в логике Р. Водак были идентифицированы дискурсивные стратегии, используемые Д. Трампом для конструирования эмоций страха, гнева и надежды на лучшее будущее. На основании проведённого анализа установлено, что специфика функционирования популизма в условиях современной электоральной конкуренции заключается в умении политического лидера использовать эмоциональное измерение политики. Апелляция к чувствам страха и гнева граждан на контрасте с самовосхвалением кандидата позволяет популистам мобилизовать протестный (разгневанный и испуганный) электорат. Мухаметов Руслан Салихович, кандидат политических наук, доцент кафедры политических наук Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина выступил с докладом на тему «Детерминанты доверия граждан РФ к социальным сетям: анализ социологических данных проекта «Ценности в кризисе». Докладчик представил анализ детерминант доверия к социальным сетям по сравнению с традиционными медиа (телевидение, газеты), используя теоретические рамки цифровой грамотности и теории фильтровых пузырей. В качестве вывода автор подчеркнул методологические вызовы исследования в эпоху AI и иммерсивных технологий. Результаты исследования важны для осмысления практик политической коммуникации, которые способствуют повышению доверия в гибридных медиасистемах и борьбе с дезинформацией. Ероглу Тугрул, приглашенный преподаватель факультета социальных наук Департамента социологии, стажер-исследователь Международной лаборатории исследований социальной интеграции, аспирант НИУ ВШЭ выступил с докладом на тему «Суверенитет коммуникации и механизм 4А: пример цифрового протекционизма в России». Автор предложил комплексную концепцию механизма 4А, объясняющую, каким образом цифровой протекционизм в России перестраивает политическую коммуникацию. Автор выделил четыре взаимосвязанных инструмента: администрация, амплификация, аутентификация и аналитика. Автор операционализирует данную концепцию в набор минимальных индикаторов, позволяющих проводить независимую оценку без привилегированного доступа к данным. В результате предлагается концептуальный и применимый инструментарий для изучения процессов нативизации коммуникации в России, обладающий научной строгостью, воспроизводимостью и независимостью от коммерческих источников данных. В заключение был представлен проект маломасштабного аудита, демонстрирующий практическую реализуемость подхода в рамках текущего правового режима России. Участники семинара без доклада:
|













