Образы политического поведения персонажей супергеройских комиксов как источник представлений о политическом
https://doi.org/10.31249/poln/2024.04.11
Аннотация
В статье рассмотрены образы взаимодействия со сферой политического на примере супергеройских комиксов, которые могут быть восприняты в процессе политической социализации. Художественные произведения в общем и комиксы в частности рассмотрены как источник образов, которые влияют на представление аудитории о возможных моделях реализации собственного политического поведения. Проанализированы несколько потенциальных сценариев того, как авторы представляют читателю возможность взаимодействия с политическим через политическое поведение своих персонажей. В результате выделены следующие сценарии: Сотрудничество с политическим», «Противостояние политическому» и «Игнорирование политического» как основные варианты построения сюжетной структуры политического поведения персонажа комикса. Данные структуры затрагивают как дискурсивные стратегии персонажей, так и непосредственное соотношение слов и действий. При помощи контекстуального анализа рассмотрены примеры, затрагивающие каждый из основных вариантов реализации сюжета в аспекте представлений о политическом. По итогам рассмотрения становится ясно, что авторы так или иначе предполагают необходимость и неизбежность взаимодействия с политическим. Содержание этого взаимодействия будет варьироваться в зависимости от того практического и идеологического контекста, в котором создавалось произведение, однако политическое как элемент окружающего мира остается неизбежным. Сценарии, в которых взаимодействие с политическим не является необходимым, предполагают отказ персонажа от своей человечности, что свидетельствует о неразрывной связи человеческого и политического. Отмечена высокая степень метафоричности комикса как политического повествования, а также активное использование упрощенных, но ярких и акцентированных образов для формирования сообщения на основе авторской интенции.
Ключевые слова
Об авторе
А. А. АтаманенкоРоссия
Атаманенко Артемий Андреевич, младший научный сотрудник отдела междисциплинарных исследований; аспирант факультета политологии
Москва
Список литературы
1. Дмитриева Д. Век Супергероев. История, теория, идеология американского комикса. – М.: Изотека, 2015. – 235 с.
2. Дубовицкая М. А. Американский графический роман: мультимодальность и идентичность // Научный диалог. – 2022. – Т. 11, № 3. – С. 228–246. – DOI: https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-3-228-246
3. Кузнецов И.И., Куликова Е.В., Петрова Ю.Д. Массовая культура как среда политической социализации // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. – 2022. – Т. 15, № 5. – С. 68–88. – DOI: https://doi.org/10.31249/kgt/2022.05.04
4. МакКлауд С. Понимание комикса. Невидимое искусство. – М.: Белое яблоко, 2016. – 222 с.
5. Родькин П. Кинополитики. 13 опытов по герменевтике современного кинематографа. – М.: Совпадение, 2018. – 184 с.
6. Скиннер К. Значение и понимание в истории идей // Атнашев Т., Велижев М. (сост.) Кембриджская школа. Теория и практика интеллектуальной истории. – М.: Новое литературное обозрение, 2023. – С. 53–122.
7. Согомонян В. Политика как сюжет. Драматургия современных предвыборных кампаний. – М.: Альпина PRO, 2022. – 136 с.
8. Талли Д. Перо – могучее оружие: Квентин Скиннер анализирует политику // Атнашев Т., Велижев М. (сост.) Кембриджская школа. Теория и практика интеллектуальной истории – М.: Новое литературное обозрение, 2023. – С. 218–248.
9. Уотмор Р. Что такое интеллектуальная история? – М.: Новое литературное обозрение, 2022. – 200 с.
10. Хезмондалш Д. Культурные индустрии. – М.: Издательство Высшей школы экономики, 2020. – 456 с.
11. Цыркун Н. Вселенная супергероев. История и мифология американского кинокомикса. – М.: Кабинетный ученый, 2020. – 320 с. Шабров О.Ф. Понятие политического. Возможна ли политическая наука? // Власть. – 2016. – № 9. – С. 51–61.