КОНТЕКСТ
В методологическом эссе обосновывается необходимость опоры на исследования мультимодальности при изучении мультимедийных выставок. Повышение их роли в политических коммуникациях в России подтверждается примерами выставок о российской истории, трансформированных в систему исторических парков «Россия – моя история», и выставки-форума «Россия» на ВДНХ, которую также планируется превратить в долговременный проект. Современные технологии создают широкие возможности для трансляции нужного информационного контента и в то же время делают потребление такого контента увлекательным видом досуга. Однако то, что позволяет эффективно использовать выставки в качестве инструмента символической политики – возможность трансляции множественных потоков информации по каналам, задействующим разные способы чувственного восприятия, – оказывается проблемой для традиционных методов анализа, сфокусированных на конкретных свойствах лингвистического или визуального контента.
В поисках подходящих методологических решений автор обращается к исследованиям мультимодальности. Предпринимается попытка приложить систему понятий и принципов мультимодального анализа, предложенную в фундаментальном проблемно-ориентированном введении в мультимодальность Дж. Бейтмана, Я. Вильдфер и Т. Хииппалы, к случаям региональных экспозиций выставки «Россия». В частности, предпринимается онтологический анализ и систематизация ее коммуникативных ресурсов, что позволяет обнаружить их возможности и ограничения. Автор приходит к выводу, что идеологическое воздействие выставки едва ли правильно оценивать, используя модель, рассматривающую реципиента как пассивного получателя сообщений, поскольку значительная часть коммуникативных ресурсов выставки предлагает ему роль участника, потребляющего контент по собственному усмотрению, но в рамках заданных сценариев.
В условиях высокой активности различных органов государственной власти в области конструирования и широкого распространения ценностных парадигм через популярную культуру возникает исследовательский запрос на поиск релевантных методов, позволяющих наиболее системно подойти к анализу ценностей, содержащихся в продуктах данного типа культуры. На основе обзора имеющегося опыта проведения нарративных исследований выделены методологические особенности нарративного анализа, обозначены черты, отличающие его от метода дискурс-анализа. В работе обозначены основания рассмотрения кинофильма как объекта нарративного анализа. Данная статья представляет собой попытку определить возможности применения нарративного анализа для изучения политических ценностей в отечественном кинематографе. С опорой на имеющиеся подходы авторы предлагают схему проведения нарративного анализа, направленного на поиск нарративов в кинофильмах, отражающих те или иные политические ценности. На примере кинофильма «По щучьему велению» 2023 г. выпуска был подробно продемонстрирован предлагаемый алгоритм нарративного анализа, включающий три последовательных этапа. В качестве одного из итогов работы обозначены возможности и ограничения нарративного анализа как одного из классических качественных методов.
ИДЕИ И ПРАКТИКА
В статье рассмотрен вопрос о представленности ценностей в современном российском массовом кино. В рамках исследования проведен анализ 10 фильмов, вышедших в период 2020–2024 гг. с акцентом на те ценности, которые они транслируют аудитории, и соотнесение их с государственной политикой, связанной с сохранением и закреплением традиционных российских ценностей.
Результаты исследования показали, что массовая культура через кинофильмы чутко реагирует на общественно-политический дискурс, доминирующий в обществе, а также считывает запрос зрителя на тот или иной формат. Большинство картин, представленных в исследовании, является либо экранизациями, либо интерпретациями уже созданных произведений (7 из 10 фильмов). Также все киноленты, кроме одной («Конек-Горбунок»), вышли в последние два года.
Как показало исследование, в большинстве исследуемых кинокартин представлены ценности, которые в том числе закреплены в Указе Президента от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Речь идет о патриотизме, гуманизме, самопожертвовании, коллективизме и др. Особый акцент сделан на семейных ценностях, которые транслируются с разных ракурсов. Также отмечено, что массовое кино выполняет важную социальную функцию развлечения и позволяет хотя бы на время абстрагироваться от повседневности.
Современные сериалы представляют собой мультимодальный продукт массовой культуры и исследуются в рамках различных научных дисциплин. Посредством трансляции дискурсов у зрительской аудитории формируются и подкрепляются разнообразные ценности. В работе с помощью метода дискурс-анализа изучены 15 наиболее рейтинговых российских сериалов 2023 г. на предмет выявления дискурсов, которые транслируют ценности. В статье выявлялись традиционные духовные ценности из Указа Президента России и более широкий список ценностей, предложенный нейросетью «ChatGPT4-о». В результате было установлено, что топовые российские сериалы 2023 г. в своем содержании преимущественно не отражают ценности, упоминаемые в Указе Президента России. В большей степени сериалы транслируют ценности «удовольствия и развлечений», «социального статуса», «лидерства», «самореализации и саморазвития». Авторы объясняют полученный вывод коммерческой ориентацией индустрии сериалов. Таким образом, механизм формирования и подкрепления ценностей индустрии сериалов ориентирован в большей степени на частную жизнь индивида, не стремящегося к участию в социально-политических процессах мезо- и макроуровня. Ориентация на зрелищность и открытый финал в определенной степени уменьшает эффект трансляции нормативно одобряемых социумом ценностей и моделей поведения. В перспективе государство может за счет средств культурной политики задействовать канал индустрии сериалов для формирования целевых фреймов.
РАКУРСЫ
Социализация современной молодежи в значительной степени связана с развлекательным контентом (видеоигры, социальные медиа и др.). В данной статье проводится анализ обзоров и комментариев молодых геймеров на платформе Steam, затрагивающих общественно-политическую тематику. Исследование направлено на выявление особенностей дискурса российской молодежи по проблеме «войны и мира» и темы СВО, отраженных в отзывах о компьютерных играх. Применяя возможности BERT-модели, обученной на более чем 10 тысячах текстовых обзоров, авторы приходят к выводу о наличии размежевания молодежного игрового сообщества относительно СВО и силового способа решения конфликтов на «милитаристов» и «антимилитаристов». Первые отличаются более молодым возрастом, уверенностью в необходимости и легитимности военных действий, «виртуальным соучастием» в них, риторикой патриотизма и поддержкой СВО, выраженной в Z-символике, антизападных и антиукраинских лозунгах. «Антимилитаристы» принадлежат к старшей группе молодежи, акцентируют внимание на издержках войн и их негативном влиянии на обычного человека, и, в отличие от «милитаристов», оценивают видеоигры в качестве проводников ценностей гуманизма и пацифизма.
Авторами установлено, что в процессе киберсоциализации посредством компьютерных игр политическая идентичность молодых людей формируется под действием ряда факторов и представляется мультимодальным явлением. Игровые предпочтения индивида и его коммуникация с геймерским сообществом осуществляется через призму жизненного опыта, формируя определенного рода эхокамеры, которые состоят из объединения единомышленников с похожим бэкграундом. Постоянное столкновение молодежи с «повесткой дня» привносит в сферу видеоигр новые интерпретации, идеи и смыслы, что в конечном счете порождает определенную синергию персонального и коллективного в идентичности молодого человека.
Среди новых медиа, определяющих гибридный характер современной политической социализации, существуют практически скрытые от исследователей, но вместе с тем значимые формы коммуникации, обусловленные игровым пространством. Цель статьи – выявить политическое содержание компьютерных игр и связанного с ними контента и определить потенциал их влияния на политическую социализацию школьников подросткового возраста.
В статье проанализированы сюжеты и игровые возможности компьютерных игр с целью выявления их социализирующего потенциала. Системный подход и анализ статистических данных позволили рассмотреть игровое пространство как совокупность разных форм коммуникаций: непосредственно сам игровой процесс; взаимодействие геймеров в процессе игры; обусловленные геймплеем стримы и летсплеи.
Среди компьютерных игр выделено несколько групп. Критерием деления выступает предполагаемая игровым сюжетом глубина осмысления игроком политической реальности. К первой группе относятся игры, ориентированные на использование стереотипных образов и фокусирующихся на эмоциональной составляющей обыденного политического сознания. Такие игры могут носить деструктивный характер, определяя образы политического конкурента или врага. Вторая группа представлена играми, требующими углубленных знаний в различных сферах жизни общества, в том числе политической. Они расширяют возможности развития критического мышления, моделирования ситуации и принятия решений. К третьей группе отнесены игры, в которых игрок получает возможность самостоятельной проектной деятельности и социального взаимодействия.
Игровое пространство способствует расширению опыта личного участия детей в решении «взрослых» социально-политических задач, а также обусловливает появление новых значимых других, что в традиционной системе политической социализации характерного только для вторичной социализации.
Особое внимание уделено кейсу игры-песочницы Minecraft как платформе для безграничного моделирования и взаимодействия, а также возникающему вокруг нее контенту (стримам и летсплеям), транслирующему политическую информацию.
Представленное исследование посвящено изучению вопроса влияния видеоигры Atomic Heart на восприятие ее целевой аудиторией образа Советского Союза и на формирование соответствующих элементов коллективной системы представлений о прошлом. Целью исследования является выявление ценностно-смыслового наполнения ключевых образов игры, формирующих представление геймеров об СССР. Теоретическая основа исследования представляет собой синтез функциональной и культурно-семиотической концепций социальной памяти. Эмпирическая основа работы включает в себя результаты прохождения игры автором, а также официальные иллюстративные материалы к ней и интервью с ее разработчиками. Методология работы сочетает элементы структурного и сравнительного анализа. Автор приходит к выводу, что в игре представлена комбинация наиболее широко растиражированных в культурной памяти жителей Запада элементов негативной исторической мифологии о Советском Союзе и стереотипных элементов фантастических произведений из жанров «антиутопия» и «постапокалиптика». Данный подход к позиционированию СССР потенциально способен актуализировать сложившуюся ранее на Западе мемориальную традицию, но вряд ли приведет к существенной коррекции представлений о Советском Союзе игроков из России. Причина заключается в том, что ценностно-смысловое позиционирование СССР в игре не затрагивает большинства значимых для россиян фигур памяти, а следовательно, не угрожает состоянию мемориального конформизма и не активирует механизм «долга памяти». В то же время в игре выстраивается образ Советского Союза как «маскулинной державы», что обусловливает его привлекательность для части геймеров-россиян, придерживающихся принципов морального релятивизма, в том числе противников левых политических учений.
РЕТРОСПЕКТИВА
Происходящие в последние годы трансформации в российской и мировой политике привели к существенным изменениям массового сознания. Меняются не только ценности, установки, представления людей о том, что происходит в реальной политике сегодня, но и видение людьми будущего России. На основании исследования, проведенного на кафедре социологии и психологии политики факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова в конце 2023 – начале 2024 г. в 37 регионах, в статье описаны представления опрошенных о будущем своей страны. В ответах опрошенных прослеживается влияние как глобального, так и национального контекста. Глобальный тренд, обусловленный воздействием новой социальной реальности, ведет к росту неопределенности и амбивалентности в наших ожиданиях будущего. Но наряду с этой общемировой тенденцией в российском массовом сознании проявились отчетливые признаки преодоления кризиса идентичности и консолидации общества, что выражается в росте оптимизма в отношении будущего страны и снижении пессимизма, хотя в этих ожиданиях присутствует немало амбивалентных оценок. Полученные результаты свидетельствуют прежде всего о том, что в массовом сознании изменились, как смысловые, так и психологические параметры образа будущего.
Примечательно, что личное будущее воспринимается более позитивно, чем будущее страны в целом, что говорит о преобладании индивидуалистических тенденций. Этот тренд мы наблюдали и ранее, но если в 2000-е годы он означал отход от традиций советского коллективизма, то сейчас он свидетельствует об изменениях идентичности граждан, которые до начала 2020-х чаще идентифицировали себя со своей малой родиной, чем со страной в целом, а сейчас национально-государственная идентичность преобладает над локальной (территориальной), этнической или религиозной идентичностями.
Предмет рассмотрения настоящей статьи – инновационная политика, которая, по сути, представляет собой изобретение эпохи глобализации и как таковая опирается, главным образом, на созданные в международных организациях образцы. Инновационная политика разрабатывалась, в первую очередь, в Организации экономического сотрудничества и развития. Влияние ОЭСР в этой и других сферах предопределялось тем, что эта организация, изначально выступавшая как блок наиболее благополучных стран, могла оказывать влияние на отдельные государства через перспективы присоединения к ней, которое рассматривалось как приобретение привилегированного статуса. Одновременно инновационная политика с самого начала была связана с интересами стран, продвигавших новое глобальное мироустройство. Однако к настоящему моменту глобализация больше не воспринимается как оптимальный путь развития и мир все четче разделяется на сторонников и противников данной модели мироустройства. Очевидно, что этот конфликт разворачивается не только в межгосударственном поле, но и внутри стран, создавая во многих из них внутриполитическое напряжение.
В настоящей статье предполагается проследить, каким образом инновационная политика воспринимается в этой новой ситуации. Если в предшествовавшие десятилетия она выступала частью некоего интеллектуального мейнстрима, принимаемого на уровне правительств большинства стран, то теперь гораздо отчетливее проступают заложенные в ней партикулярные интересы. Отследить эти изменения позволяют документы ОЭСР, которые в последние годы стали значительно более конфронтационными по тону. Эти изменения предлагается оценить с позиций международной политэкономии, одну из главных ролей в которой играет грамшианская модель гегемонии как формы организации политэкономического порядка. Ее преимущество заключается в том, что она дает возможность рассматривать в рамках одной модели одновременно и межгосударственные и межклассовые отношения, разворачивающиеся в глобальном поле, и при этом учитывать экономические, политические и культурные аспекты этих отношений.
Статья посвящена разработке концепции динамики ментальных мировоззренческих моделей и предложению соответствующего ей прогнозного метода. Дан краткий обзор возникновения понятия мировоззрения и проанализированы основные концепции, описывающие закономерности динамических состояний ментальных моделей с позиций различных теоретических подходов. Предложена концепция динамики мировоззренческих ментальных моделей, методологической основой которой послужила репрезентативная теория мышления, используемая в когнитивной философии и когнитивной психологии. Для исследования динамических состояний мировоззренческих моделей потребовалось также обосновать концепцию когнитивно-ценностного механизма мировоззренческих моделей, объясняющую способы познания мира и взаимодействия сознания с социальной средой. Ценностные элементы структуры мировоззренческих моделей: идеологические установки, убеждения, ценности – определяют содержание взглядов на мир. Когнитивные элементы, к которым относятся концепты, идеологемы, нарративы, в ментальных моделях определяют схемы познания. Показано, как в когнитивном процессе, связывающем сознание с социальной средой, участвуют когниции – познавательные элементы или ментальные процессы обработки информации: рецепция (восприятие), знания, их репрезентация (представление), память. Для построения сценариев была использована концепция динамики мировоззренческих ментальных моделей. Динамика ментальных мировоззренческих моделей представляет собой процесс функционального взаимодействия ценностных и когнитивных элементов моделей, который может быть выражен и зафиксирован через набор переменных, определяющих характер, направление и темпы динамических процессов. В эмпирической части исследования описан процесс динамики мировоззренческих моделей россиян на примере трех сценариев: статус-кво, «цивилизационного выбора» и «экзистенциального выбора». Даны практические рекомендации по формированию политических стратегий управления мировоззренческими процессами.
ПЕРВАЯ СТЕПЕНЬ
В статье рассмотрены образы взаимодействия со сферой политического на примере супергеройских комиксов, которые могут быть восприняты в процессе политической социализации. Художественные произведения в общем и комиксы в частности рассмотрены как источник образов, которые влияют на представление аудитории о возможных моделях реализации собственного политического поведения. Проанализированы несколько потенциальных сценариев того, как авторы представляют читателю возможность взаимодействия с политическим через политическое поведение своих персонажей. В результате выделены следующие сценарии: Сотрудничество с политическим», «Противостояние политическому» и «Игнорирование политического» как основные варианты построения сюжетной структуры политического поведения персонажа комикса. Данные структуры затрагивают как дискурсивные стратегии персонажей, так и непосредственное соотношение слов и действий. При помощи контекстуального анализа рассмотрены примеры, затрагивающие каждый из основных вариантов реализации сюжета в аспекте представлений о политическом. По итогам рассмотрения становится ясно, что авторы так или иначе предполагают необходимость и неизбежность взаимодействия с политическим. Содержание этого взаимодействия будет варьироваться в зависимости от того практического и идеологического контекста, в котором создавалось произведение, однако политическое как элемент окружающего мира остается неизбежным. Сценарии, в которых взаимодействие с политическим не является необходимым, предполагают отказ персонажа от своей человечности, что свидетельствует о неразрывной связи человеческого и политического. Отмечена высокая степень метафоричности комикса как политического повествования, а также активное использование упрощенных, но ярких и акцентированных образов для формирования сообщения на основе авторской интенции.
В статье с позиций теории К. Мангейма рассматривается динамика политических идеологий в США в период с 2000 г. по настоящее время. В модели Мангейма акцентируется диалектический характер взаимоотношения идеологий, подразумевающий, что все основные идеологические картины действительности выстраиваются как взаимозависимые противоположения, и политические идеологии фактически складываются как различные комбинации выборов между наборами противопоставленных представлений: управление против политики, «рациональная» политика против «волевой», возможность выбора против детерминированности, статичность против преобразования. Важным моментом подхода Мангейма, отличающим ее от марксистского понимания идеологии, выступает то, что она допускает возможность стабилизации идеологического спектра при либеральном политическом режиме без его схлопывания в диктатуру – неизбежное развитие событий с марксистской точки зрения. В пользу приложения мангеймовской модели к идеологической палитре современной американской политики можно привести два аргумента. Во-первых, она способна дать новый уровень понимания политического конфликта в США с точки зрения взаимосвязанности образующих его идейных позиций, и, в частности, продемонстрировать взаимосвязь между усилением американского националистического движения и ростом социалистического. Во-вторых, эта попытка позволяет оценить выдвинутую Мангеймом диалектическую модель с точки зрения ее применимости в отрыве от исторических обстоятельств, в которых она сложилась. И по итогам исследования можно отметить, что мангеймовская модель фактически предсказывает основные линии напряжения – те, которые возникают между современными американскими либералами и консерваторами (конституционные реформы против неприкосновенности конституции), умеренными республиканцами и радикальными трампистами (сохранение против активного реформирования), умеренными демократами и социалистическим крылом демпартии (сохранение спектра различных взглядов против однонаправленных преобразований).
В работе исследуется трансформация российской государственной политики идентичности в условиях современных вызовов. В ситуации глобальных геополитических изменений и угроз политической стабильности и суверенитету России со стороны группы недружественных государств актуализируется необходимость консолидации общества посредством реализации взвешенной политики идентичности. Теоретической основой работы выступают концепции секьюритизации и онтологической безопасности. В качестве эмпирического материала используются действующая и предыдущая редакции ключевых стратегических документов по вопросам внутренней и внешней политики, а также последние программные заявления президента России. Эти источники закрепляют нормативные основы и направления реализации политики идентичности в РФ, их рассмотрение позволяет определить элементы позитивного и негативного формирования общероссийской идентичности на современном этапе. Также на примере программных заявлений Президента РФ автор анализирует изменения в официальной риторике, связанные с национальной идентичностью. Основным методом исследования является количественный и качественный контент-анализ нормативно-правовых документов, позволяющий выделить ключевые категории и направления развития политики идентичности. В официальных политико-правовых документах акцентируется не только апелляция к идентичности, но и подчеркивается увеличение потенциальных угроз национальной безопасности, суверенитету, российским ценностям. В заключение работы делается вывод о растущей тенденции к секьюритизации идентичности в России, что подчеркивает актуальность исследования с точки зрения национальной и мировой безопасности.
С КНИЖНОЙ ПОЛКИ
Рец. на кн.: «Враг номер один» в символической политике кинематографий СССР и США периода холодной войны / под ред. О.В. Рябова. – М.: Аспект Пресс, 2023. – 400 с.
Рец. на кн.: Официальный дискурс российской политики памяти о советском прошлом: стратегии интерпретаций, акторы, коммеморативные практики / О.Ф. Русакова, С.В. Мошкин, Е.Г. Дьякова [и др.]; под общ. ред. О.Ф. Русаковой. – Екатеринбург: Издат. дом «Дискурс-Пи», 2022. – 378 с.