Репрезентация традиционных ценностей в российской массовой культуре: на примере отечественного популярного кино (2020–2024)
https://doi.org/10.31249/poln/2024.04.03
Аннотация
В статье рассмотрен вопрос о представленности ценностей в современном российском массовом кино. В рамках исследования проведен анализ 10 фильмов, вышедших в период 2020–2024 гг. с акцентом на те ценности, которые они транслируют аудитории, и соотнесение их с государственной политикой, связанной с сохранением и закреплением традиционных российских ценностей.
Результаты исследования показали, что массовая культура через кинофильмы чутко реагирует на общественно-политический дискурс, доминирующий в обществе, а также считывает запрос зрителя на тот или иной формат. Большинство картин, представленных в исследовании, является либо экранизациями, либо интерпретациями уже созданных произведений (7 из 10 фильмов). Также все киноленты, кроме одной («Конек-Горбунок»), вышли в последние два года.
Как показало исследование, в большинстве исследуемых кинокартин представлены ценности, которые в том числе закреплены в Указе Президента от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Речь идет о патриотизме, гуманизме, самопожертвовании, коллективизме и др. Особый акцент сделан на семейных ценностях, которые транслируются с разных ракурсов. Также отмечено, что массовое кино выполняет важную социальную функцию развлечения и позволяет хотя бы на время абстрагироваться от повседневности.
Ключевые слова
Об авторах
Д. В. АлексеевРоссия
Алексеев Дмитрий Владимирович, преподаватель
Москва
П. С. Копылова
Россия
Копылова Полина Сергеевна, ассистент Кафедры политологии Факультета социальных наук и массовых коммуникаций; редактор
Москва
Список литературы
1. Агафонова Н.А. Общая теория кино и основы анализа фильма. – Минск: Тесей, 2008. – 392 с.
2. Бодрийар Ж. Общество потребления. – М.: АСТ, 2023. – 384 с.
3. Бодрийар Ж. Симулякр и симуляция. – М.: Рипол-классик, 2018. – 320 с.
4. Брокмейер Й., Харре Р. Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы // Вопросы философии. – 2000. – № 3. – С. 29–42.
5. Ги Дебор Общество спектакля / пер. с французского С. Офертаса. – М.: издательство АСТ, 2024. – 256 с.
6. Делёз Ж. Кино. – М.: Ad Marginem, 2024. – 560 c.
7. Джеймисон Ф. Постмодернизм, или Культурная логика позднего капитализма, – изд. 2-е, испр. / пер. с англ. Д. Кралечкина; под научн. ред. А. Олейникова. – М.: Издательство Института Гайдара, 2019. – 816 с.
8. Жижек С. Искусство смешного возвышенного. О фильме Дэвида Линча «Шоссе в никуда». – М.: Издательство «Европа», 2011. – 168 с.
9. Кожокару Т.И. К вопросу о методологии анализа фильма // Art&Cult. – 2021. – № 4 (44). – С. 118–148.
10. Луман Н. Реальность массмедиа / пер с нем. А.Ю. Антоновского. – М.: Праксис, 2005. – 256 с.
11. Мищенко А.Н. Нахимова Е.А., Сегал Н.А. Языковой портрет полицейского (по материалам кинофильмов ХХ–ХХI вв.) // Политическая лингвистика. – 2022. – № 3 (93). – С. 39–48.
12. Орестова В.Р., Ткаченко Д.П. Кинопредпочтения и представления о супергероях как отражение потребностей современного молодого человека в условиях транзитивности // Психологические исследования. – 2018. – Т. 11, № 61. – С. 1–11.
13. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. – М.: АСТ, 2016 – 256 с.
14. Ортега-и-Гассет Х. Запах культуры. – М.: Алгоритм, Эксмо, 2006. – 384 с.
15. Павлов А. Постыдное удовольствие: Философские и социально-политические интерпретации массового кинематографа. 2-е изд. – М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2015. – 360 с.
16. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2023. – 608 с.
17. Рапопорт Е. Логика сериала // Логос. – 2013. – Т. 23, № 3. – С. 21–36.