Preview

Политическая наука

Расширенный поиск

Репрезентация традиционных ценностей в российской массовой культуре: на примере отечественного популярного кино (2020–2024)

https://doi.org/10.31249/poln/2024.04.03

Аннотация

В статье рассмотрен вопрос о представленности ценностей в современном российском массовом кино. В рамках исследования проведен анализ 10 фильмов, вышедших в период 2020–2024 гг. с акцентом на те ценности, которые они транслируют аудитории, и соотнесение их с государственной политикой, связанной с сохранением и закреплением традиционных российских ценностей.

Результаты исследования показали, что массовая культура через кинофильмы чутко реагирует на общественно-политический дискурс, доминирующий в обществе, а также считывает запрос зрителя на тот или иной формат. Большинство картин, представленных в исследовании, является либо экранизациями, либо интерпретациями уже созданных произведений (7 из 10 фильмов). Также все киноленты, кроме одной («Конек-Горбунок»), вышли в последние два года.

Как показало исследование, в большинстве исследуемых кинокартин представлены ценности, которые в том числе закреплены в Указе Президента от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Речь идет о патриотизме, гуманизме, самопожертвовании, коллективизме и др. Особый акцент сделан на семейных ценностях, которые транслируются с разных ракурсов. Также отмечено, что массовое кино выполняет важную социальную функцию развлечения и позволяет хотя бы на время абстрагироваться от повседневности.

Об авторах

Д. В. Алексеев
Российская академия народного хозяйства и государственной службы
Россия

Алексеев Дмитрий Владимирович, преподаватель

Москва



П. С. Копылова
Финансовый университет при Правительстве РФ ; Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН
Россия

Копылова Полина Сергеевна, ассистент Кафедры политологии Факультета социальных наук и массовых коммуникаций; редактор

Москва



Список литературы

1. Агафонова Н.А. Общая теория кино и основы анализа фильма. – Минск: Тесей, 2008. – 392 с.

2. Бодрийар Ж. Общество потребления. – М.: АСТ, 2023. – 384 с.

3. Бодрийар Ж. Симулякр и симуляция. – М.: Рипол-классик, 2018. – 320 с.

4. Брокмейер Й., Харре Р. Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы // Вопросы философии. – 2000. – № 3. – С. 29–42.

5. Ги Дебор Общество спектакля / пер. с французского С. Офертаса. – М.: издательство АСТ, 2024. – 256 с.

6. Делёз Ж. Кино. – М.: Ad Marginem, 2024. – 560 c.

7. Джеймисон Ф. Постмодернизм, или Культурная логика позднего капитализма, – изд. 2-е, испр. / пер. с англ. Д. Кралечкина; под научн. ред. А. Олейникова. – М.: Издательство Института Гайдара, 2019. – 816 с.

8. Жижек С. Искусство смешного возвышенного. О фильме Дэвида Линча «Шоссе в никуда». – М.: Издательство «Европа», 2011. – 168 с.

9. Кожокару Т.И. К вопросу о методологии анализа фильма // Art&Cult. – 2021. – № 4 (44). – С. 118–148.

10. Луман Н. Реальность массмедиа / пер с нем. А.Ю. Антоновского. – М.: Праксис, 2005. – 256 с.

11. Мищенко А.Н. Нахимова Е.А., Сегал Н.А. Языковой портрет полицейского (по материалам кинофильмов ХХ–ХХI вв.) // Политическая лингвистика. – 2022. – № 3 (93). – С. 39–48.

12. Орестова В.Р., Ткаченко Д.П. Кинопредпочтения и представления о супергероях как отражение потребностей современного молодого человека в условиях транзитивности // Психологические исследования. – 2018. – Т. 11, № 61. – С. 1–11.

13. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. – М.: АСТ, 2016 – 256 с.

14. Ортега-и-Гассет Х. Запах культуры. – М.: Алгоритм, Эксмо, 2006. – 384 с.

15. Павлов А. Постыдное удовольствие: Философские и социально-политические интерпретации массового кинематографа. 2-е изд. – М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2015. – 360 с.

16. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2023. – 608 с.

17. Рапопорт Е. Логика сериала // Логос. – 2013. – Т. 23, № 3. – С. 21–36.


Рецензия

Просмотров: 394


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1998-1775 (Print)