Preview

Политическая наука

Расширенный поиск

«Светская религия»: ислам в казахстанском национальном строительстве

https://doi.org/10.31249/poln/2020.04.12

Аннотация

В статье исследуется концепт «казахский ислам» в общественно-политической риторике современного Казахстана. Отмечается изменение политики государства в отношении ислама, который постепенно приобретает новые смыслы в меняющихся контекстах национального строительства. Исходя из этого выделяются и анализируются четыре стратегии конструирования «казахского ислама» - государственная, оппозиционная, теологическая, научно-публицистическая, каждая из которых обладает собственным языком и логикой аргументации. Государственная стратегия ориентирована на элиминацию религиозной темы из публичного дискурса, политическая актуализируется в период выборов и служит основой для дискуссии о казахской идентичности, теологическая ориентирована на включение нового концепта в широкий идеологический исламский контекст, научно-публицистическая стремится наполнить традиционную форму казахского ислама модернизационными смыслами. Разделение религиозной и светской областей в повседневной, рутинной деятельности государства и церкви вполне соответствует концепции секуляризации. Однако существующее положение дел меняется, когда речь заходит о максимально обобщенных политических категориях, прежде всего - нации. В пространстве национализма секуляризация утрачивает силу, порождая смысловые конструкции, которые выглядят абсурдно как с позиций религии, так и с точки зрения государства. Охарактеризованные определения «казахского ислама» показывают, что в рамках нациестроительных практик невозможно рассматривать религиозную и светскую идеологию как конкурентов, преследующих диаметрально противоположные цели. Идеология «казахского ислама» не может быть строго зафиксирована, поскольку таким образом она теряет весь свой консолидирующий потенциал. В результате мы имеем дело с набором противоречивых риторик, которые объединены легитимирующей силой «нации» и «бога». Органичная взаимодополняемость и взаимозаменяемость этих концептов выявляет сложную и динамичную связь религии и национализма в продвижении и легитимации смысла существования казахстанского государства.

Об авторах

Д. А. Михайлов
Сибирский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Россия

Михайлов Дмитрий Алексеевич, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры международных отношений и гуманитарного сотрудничества

Новосибирск



Н. М. Тернов
Сибирский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Россия

Тернов Николай Максимович, научный сотрудник Центра китайского языка

Новосибирск



Список литературы

1. Евроислам как диалогическая стратегия современности (к философскому вопросу о диалоге культур): философская монография / Н.Л. Сейтахметова, Ш.М. Жандосова, Г.К. Курмангалиева [и др.]; под ред. З.К. Шаукеновой. Алматы: Институт философии, политологии и религиоведения КН МОН РК, 2013. 162 с.

2. Кудряшова И.В. Мусульманская политическая идентичность в современную эпоху: священный текст и социальный опыт // Вестник РУДН. Серия Политология. 2017. Т. 6, № 4. С. 349-365. DOI: 10.22363/2313-1438-2017-19-4-349-365 EDN: ZXLSPH

3. Минаков М. Постсоветская демодернизация: период нового околдования? // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2014. № 6. С. 68-84. EDN: TKFGBR

4. Михайлов Д.А. Роль интеллектуалов в национальном процессе: подходы и интерпретации // Федерализм. 2014. № 4 (76). С. 61-74. EDN: TFDSVD

5. Модели исламского образования в постсекулярном обществе: евразийские и европейские тренды / А.Х. Бижанова (сост.). Алматы: Институт философии, политологии и религиоведения КН МОН РК, 2017. 432 с.

6. Ценности казахстанского общества в социологическом измерении / Г. Исмуханова, Д. Шарипова, Б. Туреханова [и др.]; под ред. Л. Гуревича. Алматы: ТОО "DELUXE Printery", 2019. 140 с.

7. Халид А. Ислам после коммунизма: Религия и политика в Центральной Азии. М.: Новое литературное обозрение, 2010. 304 с. EDN: QPPJYP

8. Эткинд А., Минакssов М. Постсоветский транзит и демодернизация // Идеология и политика. 2018. № 1 (9). С. 4-15.

9. Abdullahi Ahmed An-Naim. Islam and the secular state: negotiating the future of Sharia. Cambridge: Harvard University Press, 2008. 336 p.

10. Anderson B. Imagined communities. Reflections on the origin and spread of nationalism. London: Verso, 2006. 256 p.

11. Baumgart-Ochse C. Opposed or intertwined? Religious and secular conceptions of national identity in Israel and the Israeli-Palestinian conflict // Politics, religion & ideology. 2014. Vol. 15, N 3. P. 401-420. DOI: 10.1080/21567689.2014.948531

12. Brubaker R. Religion and nationalism: four approaches // Nations and nationalism. 2012. Vol. 18, N 1. P. 2-20. DOI: 10.1111/j.1469-8129.2011.00486.x

13. Cornell S.E., Starr S.F., Tucker J. Religion and the secular state in Kazakhstan. Stockholm-Nacka: Institute for security and development policy, 2018. 98 p.

14. Esposito J. Rethinking Islam and secularism. Pennsylvania: Association of religion data archives, 1998. 26 p.

15. Karagiannis E. The rise of political Islam in Kazakhstan: Hizb Ut-Tahrir al. Islami // Nationalism and ethnic politics. 2007. Vol. 13. P. 297-322. DOI: 10.1080/13537110701293567

16. Khalid A. A secular Islam: nation, state and religion in Uzbekistan // International journal of Middle East studies. 2003. Vol. 35, N 4. P. 573-598. DOI: 10.1017/s0020743803000242 EDN: LXSJKN

17. Louw M.E. Everyday Islam in Post-Soviet Central Asia. New York: Routledge, 2007. 219 P. EDN: UXAWDV

18. Malik B.A. Islam in Post-Soviet Kazakhstan: experiencing public revival of Islam through institutionalisation // Asian journal of Middle Eastern and Islamic studies. 2019. Vol. 13, N 3. P. 351-369. DOI: 10.1080/25765949.2019.1630576

19. Omelicheva M.Y. Islam in Kazakhstan: a survey of contemporary trends and sources of securitization // Central Asian survey. 2011. Vol. 30, N 2. P. 243-256. DOI: 10.1080/02634937.2011.567069 EDN: OMGTRL

20. Sturm T. Religion as nationalism: the religious nationalism of American christian zionists // National identities. 2017. Vol. 20, N 3. P. 299-319. DOI: 10.1080/14608944.2016.1255187

21. Yemelianova G.M. Islam, national identity and politics in contemporary Kazakhstan // Asian ethnicity. 2013. Vol. 15, N 3. P. 286-301. DOI: 10.1080/14631369.2013.847643 EDN: WQZJVB

22. Saeed A. Secularism, State Neutrality, and Islam // The Oxford Handbook of Secularism / P. Zuckerman, J.R. Shook (eds.). New York, 2017. 968 p.


Рецензия

Просмотров: 202


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1998-1775 (Print)