Preview

Политическая наука

Расширенный поиск

Социальное конструирование научного знания: кейс Департамента политической науки Высшей школы экономики

https://doi.org/10.31249/poln/2020.01.12

Аннотация

В работе предпринимается попытка анализа исследовательского университета как механизма производства научного знания в форме студенческих курсовых и выпускных квалификационных работ. Для достижения этой цели автор обращается к традиционным концептам социологии науки, концепту власти и идее эпистемического сообщества. В эмпирическом плане работа строится на 20 интервью со студентами и преподавателями Департамента политической науки НИУ ВШЭ, а также на данных онлайн-опроса среди студентов. Рассмотрена практика взаимодействия студента с научным руководителем как основной механизм производства знания: мотивации и критерии отбора с обеих сторон, обязанности и инструменты влияния, возможности досрочного завершения взаимодействия и обращения к внешнему арбитражу. Выделены три модели взаимодействия с разным уровнем интенсивности контактов («симбиоз», «умеренная помощь», «автономия»); при этом выбор студентом модели коммуникации не имеет статистически значимой связи с оценкой руководителя, итоговой оценкой за работу, а также показателями ученой степени, должности и возрастной группы руководителя. Сетевое сообщество студентов и преподавателей рассматривается в качестве вспомогательного механизма производства знания, который действует на основе неформального безоговорочного консенсуса о желательности взаимной помощи даже при отсутствии формальных стимулов. На стадии защит не наблюдается конфликтов из-за разных методологических предпочтений участников, но обнаруживаются содержательные разногласия, отражающие сложную субдисциплинарную структуру современной политической науки. На этом фоне из трех рассмотренных в работе форм власти наиболее проявленной оказывается экспертная власть со стороны научного руководителя или рецензента.

Об авторе

И. А. Иншаков
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Иншаков Илья Александрович, ассистент, Департамент политики и управления

Москва



Список литературы

1. Алмонд Г. Отдельные столики: школы и секты в политической науке // Политическая наука. 2000. № 4. С. 63-77.

2. Борисова Е., Полищук Л., Суворов А. Академическая этика и мотивация студентов: история двух вузов. Препринт WP10/2013/03. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2013. 44 с.

3. Бурдье П. Дух государства: генезис и структура бюрократического поля // Sociologos 98. Поэтика и политика. М.; СПб.: Институт экспериментальной социологии: Алетейя, 1999. С. 125-166. EDN: PGKXJB

4. Вахштайн В.С. "Неудобная" классика социологии ХХ века: творческое наследие Ирвинга Гофмана. Препринт WP6/2006/05. М.: ГУ ВШЭ, 2006. 52 с. EDN: QOFUGX

5. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1975. 288 с. EDN: TJNGXT

6. Куренной В. Уединение университетского философа // Логос. 2007. № 6 (63). С. 63-74. EDN: VMMXID

7. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М.: Медиум, 1995. 235 с.

8. Малошонок Н.Г., Терентьев Е.А. На пути к новой модели аспирантуры: опыт совершенствования аспирантских программ в российских вузах // Вопросы образования. 2019. № 3. С. 8-42. 10.17323/1814-95452019-3-8-42. DOI: 10.17323/1814-9545-2019-3-8-42 EDN: EMYXEW

9. Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. М.: Прогресс, 1985. 344 с. EDN: SXRQRX

10. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. 416 с.

11. Шапиро И. Бегство от реальности в гуманитарных науках. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2011. 368 с. EDN: QONCVD

12. Штраус Л. Введение в политическую философию. М.: Логос: Праксис, 2000. 364 с.

13. Dahl R. The concept of power // Behavioral science. 1957. Vol. 2, N 3. P. 201215. DOI: 10.1002/bs.3830020303

14. Easton D. The new revolution in political science // The American political science review. 1969. Vol. 63, N 4. P. 1051-1061. 10.2307/ 1955071. DOI: 10.2307/1955071

15. Feyerabend P. Explanation, reduction, and empiricism // Scientific explanation, space and time. Minnesota studies in the philosophy of science / H. Feigl, G. Maxwell (eds). Minneapolis: University of Minnesota Press, 1962. Vol. 3. P. 28-97.

16. French J., Raven B. The bases of social power // Studies in social power / D. Cartwright (ed.). Ann Arbor: University of Michigan: Institute for Social Research, 1959. P. 150-167.

17. Friedrich С. Constitutional government and politics. N.Y.: Harper and Brothers, 1937. 591 p.

18. Gel'man V. Political science in Russia: scholarship without research? // European political science. 2015. Vol. 14. P. 28-36. DOI: 10.1057/eps.2014.33 EDN: UEOHXV

19. Gerring J. The case study: what it is and what it does // The Oxford handbook of comparative politics / C. Boix, S. Stokes (eds). Oxford: Oxford university press, 2009. P. 90-122.

20. Graziano L. The development and institutionalization of political science in Italy // International political science review. 1987. Vol. 8, N 1. P. 41-57. DOI: 10.1177/019251218700800104 EDN: JMQBUB

21. Haas P. Epistemic communities // The Oxford handbook of international environmental law / D. Bodansky, J. Brunnée, E. Hey (eds). Oxford: Oxford University Press, 2008. P. 791-806.

22. Ilyin M., Malinova O. Political science in Russia: Institutionalization of the discipline and development of the professional community // Newsletter Social Science in Eastern Europe. 2008. June, Special Issue. P. 4-11.

23. Jerez Mir M. The institutionalization of political science: the case of Spain // Spain in America: the first decade of the prince of Asturias chair in Spanish studies at Georgetown university / G. Castro, J.M. De Miguel (eds). Madrid: Fundación Endesa: GU: Spanish Ministry of Education, 2010. P. 281-329.

24. Knorr-Cetina K. The manufacture of knowledge: an essay on the constructivist and contextual nature of science. Oxford: Pergamon Press, 1981. 197 p.


Рецензия

Просмотров: 117


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1998-1775 (Print)