Ценностные предпочтения современной российской молодежи: результаты обобщения экспертных мнений
https://doi.org/10.31249/poln/2023.02.07
Аннотация
Представленное исследование посвящено изучению ценностных предпочтений современной российской молодежи на основании обобщения данных экспертных интервью. Эмпирическая основа для проведения изысканий составлена на основе 15 экспертных интервью. В выборку опрошенных были включены преподаватели вузов, специалисты в области организации работы с молодежью, журналисты ориентированных на данную возрастную группу СМИ, предприниматели, для которых соответствующая возрастная группа составляет основу целевой аудитории, специалисты в области медиапродвижения, сотрудники военно-исторических музеев и т. д. Выборка формировалась при помощи сочетания метода «снежного кома» и использования баз данных с персоналиями наиболее цитируемых специалистов. Экспертные интервью проводились в период с 15 сентября по 30 октября 2022 г. На основании обобщения полученных данных авторы приходят к выводу, что, по мнению экспертов, молодежь отличают отрицание самоценности труда и ориентация на быстрый успех (понимаемый как сочетание материального благополучия, финансовой независимости и свободы в плане проведения досуга). Также эксперты отмечают высокую значимость для молодежи свободы и интерактивности коммуникации в рамках обсуждения общественно-политической повестки и отсутствие единства в восприятии символов и ценностей, традиционно ассоциируемых с образами героев. Последнее наиболее ярко проявляется в случае патриотизма, который прочно ассоциируется с военным дискурсом лишь у традиционалистски настроенной части юных россиян. В целом эксперты интерпретируют ценностные предпочтения молодежи на основании идеалистической парадигмы. Закономерным следствием такого подхода является признание принципиальной возможности трансформации ценностных предпочтений молодежи без проведения крупномасштабных реформ в области экономики, политики пространственного развития, стратегии социальной и образовательной политики. В соответствии с выраженными экспертами оценками ценностные предпочтения молодежи можно оптимизировать путем реформирования структуры, номенклатуры и смыслового содержания транслируемых массовой культурой символов, задающих представления об одобряемых и осуждаемых моделях мышления и поведения. При этом ряд оценок экспертов, касающихся, в частности, приписываемой молодежи ориентации на престижное потребление и быстрый успех, могут быть поставлены под сомнение на основании данных массовых опросов. Эксперты также отмечают наличие излишней авторитарности и дефектов в работе механизмов обратной связи в рамках попыток государства формировать ценности молодого поколения.
Об авторах
С. И. БеловРоссия
Сергей Игоревич Белов, доктор политических наук, старший научный сотрудник, доцент
Отдел политической науки
факультет политологии
кафедра российской политики
Москва
М. М. Вантеевский
Россия
Макар Михайлович Вантеевский, младший научный сотрудник, аспирант
Центр междисциплинарных исследований
факультет политологии
кафедра истории и теории политики
Москва
Д. В. Ярошева
Россия
Дарья Викторовна Ярошева, редактор, студент
Отдел политической науки
факультет политологии
Москва
Список литературы
1. Белановский С. А. Глубокое интервью : учебное пособие / С. А. Белановский. – М.: Никколо-Медиа, 2001. – 320 c.
2. Богомаз С. А. Взаимосвязь эмоционального интеллекта с параметрами деятельности, мотивации и ценностей у российской вузовской молодежи / С. А. Богомаз, Е. А. Бойко, В. В. Яшина // Психология когнитивных процессов. – 2019. – № 8. – С. 14–25.
3. Будянская Т. В. Cоциальные сети как фактор становления культурных ценностей современной молодежи / Т. В. Будянская // Социально-гуманитарные знания. – 2022. – № 2. – С. 348–351.
4. Горшков М. К. Прикладная социология: методология и методы : Интерактивное учебное пособие / М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги. – М.: Институт социологии РАН, 2011. – 372 с.
5. Калинин А. Ю. Семейные ценности холостой молодежи (на примере исследования холостой молодежи Пензенской области) / А. Ю. Калинин // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2010. – № 12 (92). – С. 190–196.
6. Кох И. А. Ценности и профессиональное самоопределение студенческой молодежи / И. А. Кох, В. А. Орлов // Образование и наука. – 2020. – Т. 22, № 2. – С. 142–169.
7. Луков В. А. Ценностные ориентации российской молодежи в свете теории ценностей / Вал. А. Луков, В. А. Луков, Н. В. Захаров // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2011. – № 2 (121). – С. 19–26.
8. Попова О. В. Политические ориентации российской молодежи: состояние и возможности управления // Развитие политических институтов и процессов: зарубежный и отечественный опыт : Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Омск, 24 апреля 2015 г. – Омск: Изд-во Омского государственного университета, 2015. – С. 180–192.
9. Тайгулова Г. С. Анализ отношения современной молодежи к семейным ценностям (по результатам социологического опроса молодежи) / Г. С. Тайгулова // Развитие человека в современном мире : Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием : в 2 частях / Г. С. Тайгулова ; ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет». – Новосибирск, 2015. – С. 325–341.
10. Хайбулаева А. Г. Cтруктура личностных ценностей и смысложизненных ориентаций современной молодежи (на материале изучения студенческой молодежи Дагестана) / А. Г. Хайбулаева // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2015. – № 3 (32). – С. 12–17.