Прагмасемантическая деформация идентичности родноверами: фейк в альтернативной картине истории
https://doi.org/10.31249/poln/2023.03.08
Аннотация
В статье анализируются прагмасемантические аспекты создания приверженцами родноверия фейковой картины истории в русскоязычном интернет-дискурсе. Формирование соответствующей мифологии является способом преодоления кризиса идентичности родноверов и частью неоязыческой деятельности по массмедийному продвижению этой идентичности. В статье объясняются причины привлекательности жанра интернет-комментария для манипуляции общественным мнением. Основными приемами искажения информации являются инверсия, контраст, подмена, стигматизация и др. Базовые способы установления идентичности эксплуатируют оппозицию «свой – чужой». Действенность манипулятивного воздействия пропаганды родноверов с помощью фейковых картин истории объясняется ожиданиями значительной части традиционалистски или националистически настроенных пользователей Рунета и их некомпетентностью в области истории.
Ключевые слова
Об авторе
Н. А. ПробстРоссия
Пробст Никита Артурович, кандидат филологических наук, доцент ОНК «Институт образования и гуманитарных наук», младший научный сотрудник Лаборатории документной коммуникации,
Калининград.
Список литературы
1. Абдуллина Л.Р. Интернет-комментарии как отражение национального мировосприятия (на материале французского и русского языков) // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. – 2016. – № 1. – С. 5–6. Белецкая Т.В. Репрезентация образа города в названиях экскурсий по Калининграду // Слово. ру: балтийский акцент. – 2022. – Т. 13, № 4. – С. 157–170. DOI: https://doi.org/10.5922/2225-5346-2022-4-11
2. Бесков А.А. Противоречивые образы прошлого в российском информационном пространстве как фактор фрагментации массового исторического сознания // Судьбы национальных культур в условиях глобализации: между традицией и новой реальностью. – Челябинск: Изд-во Челябинского государственного университета. – 2022. – С. 179–183. DOI: https://doi.org/10.47475/9785727118559-38
3. Емельянов В.Н. Десионизация. – М.: Рус. Правда, 2005. – 318 с.
4. Золян С.Т., Белецкая Т.В., Тульчинский Г.Л. «Фейки» – люди или тексты? Материалы круглого стола // Общество. Коммуникация. Образование. 2021. – Т. 12. № 2. – С. 7–32.
5. Золян С.Т. О модальной семантике и семиотических инструментах построения исторической памяти // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. – 2022. – № 4–3. – С. 365–377. DOI: https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-4-365-377
6. Золян С.Т. О семантике языкового знака в свете теории асимметричного дуализма: возможные расширения // Вопросы языкознания. – 2023. – № 1. – С. 151–168. DOI: https://doi.org/10.31857/0373-658X.2023.1.151-168
7. Кавыкин О.И. «Родноверы». Самоидентификация неоязычников в современной России. М.: Институт Африки РАН, 2007. – 232 с.
8. Клушина Н.И., Смирнова Н.В., Касперова Л.Т., Иванова М.В., Барышева С.Ф. Сетевые жанры: новость и комментарий в пространстве интернета // Верхневолжский филологический вестник. – 2018. – № 3. – С. 50–54. DOI: https://doi.org/10.24411/2499-9679-2018-10134
9. Лотман Ю.М. Текст в процессе движения: автор – аудитория, замысел – текст / – М.: Рус. шк. библ. ассоц., 2009. – 255 с.
10. Осинцев А.В., Кузнецова О.В. Миф о прародине в русском неоязычестве. Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2015. – Т. 8. – № 6. – С. 1037–1042.
11. Пробст Н.А. Идейные предпосылки деформации исторической памяти // Фейки: коммуникация, смыслы, ответственность. – Коллективная монография / под ред. Г.Л. Тульчинского. – СПб.: Алетейя, 2021. – С. 166–183.
12. Стексова Т.И. Речевая агрессия в интернет-комментариях как проявление социальной напряженности// Политическая лингвистика. – 2013. – № 3 (45). – С. 77–81.
13. Тесля А.А., Тульчинский Г.Л., Золян С.Т., Сладкевич Ж.Р., Герасимов С.В., Молодыченко Е.Н., Идентичности: семиотика репрезентации и прагматика позиционирования. – Калининград: Издательство БФУ им. И. Канта, 2022. – 347 с.
14. Тесля А.А. «Для меня самый важный писатель»: Лидия Гинзбург о Марселе Прусте // Философия. Журнал Высшей школы экономики. – 2022. – Т. 6, № 2. – С. 191–208. DOI: https://doi.org/10.17323/2587-8719-2022-2-191-208
15. Тульчинский Г.Л. Сеттинг, сериальность и запрос на стабильную смысловую картину мира // Культ-товары. Массовая культура в современной России: конструирование миров, умножение серий. – Гродно: Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, 2020. – С. 7–17.
16. Тульчинский Г.Л. Прагмасемантика цифровых коммуникаций: смысловые картины мира, ценностно-регулятивные системы и ответственность // Государство и граждане в электронной среде. – 2022. – № 6. – С. 9–23. DOI: https://doi.org/10.17586/2541-979X-2022-6-09-23
17. Чернявская В.Е. «Парадную они называют подъезд»: социальное значение в семантике и метапрагматике // Слово. ру: балтийский акцент. – 2023. –Т. 14, № 1. – С. 72–85. DOI: https://doi.org/10.5922/2225-5346-2023-1-5
18. Шиженский Р.В. Неоязыческий миф о князе Владимире // Вестник Бурятского государственного университета. – 2009. – № 6. – С. 250–256.
19. Шиженский Р.В., Тютина О.С. Проекции институциональной самоидентификации в современном славянском язычестве по данным полевых исследований // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 1–2. – С. 278–282.
20. Шнирельман В.А. Этногенез и идентичность: националистические мифологии в современной России // Этнографическое обозрение. – 2003. – № 4. – С. 3–14.
21. Шнирельман В.А. Русское родноверие: неоязычество и национализм в современной России. – М.: Издательство Библейско-богословского института Св. апостола Андрея, 2012. - 316 с.