Preview

Политическая наука

Расширенный поиск

Политические эффекты бюджетной политики на субрегиональном уровне в России

https://doi.org/10.31249/poln/2021.02.04

Аннотация

Исследование предлагает эмпирическое подтверждение того, что фискальная политика региональной и местной элиты способна оказывать значимое влияние на электоральные результаты действующей власти. Было подтверждено, что в определении вектора бюджетной политики региональными и муниципальными властями присутствует ориентация на электоральные бизнес-циклы. Как правило, наблюдается тенденция к снижению расходов по социально значимым статьям, к которым население может быть наиболее чувствительно, в межвыборный период с ростом показателей накануне выборов. Тестирование регрессионных моделей на данных с 2010 по 2019 г. показало, что на каждом уровне бюджетной системы могут быть выделены отдельные фискальные функции, сочетание которых способствует росту электоральной поддержки как президента страны и губернаторов, так и партии власти на федеральных и региональных выборах. Также установлен факт встраивания всех субрегиональных уровней власти в такую единую вертикаль, в рамках которой становится возможной оптимизация распределения фискальных функций между региональным и субрегиональными уровнями, позволяющая укрепить поддержку власти в целом. Данное наблюдение позволяет говорить о том, что реформы местного самоуправления, реализация которых была начата в 2000-е годы и сопровождалась обращением к политике рецентрализации на субрегиональном уровне, имеют свои позитивные политические результаты для интересов сложившегося политического режима.

Об авторах

Р. Ф. Туровский
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Туровский Ростислав Феликсович, доктор политических наук, профессор департамента политики и управления

Москва



А. П. Лютикова
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Лютикова Алина Павловна, стажер-исследователь лаборатории региональных политических исследований

Москва



Список литературы

1. Асемоглу Д., Робинсон Дж. Экономические истоки диктатуры и демократии / пер. с англ. под науч. ред. Л.И. Полищука, Г.Р. Сюняева, Т.В. Натхова. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. 512 с. EDN: UWDEFP

2. Гонтмахер Е.Ш., Малева Т.М. Социальные проблемы России и альтернативные пути их решения // Вопросы экономики. 2008. № 2. С. 61-72. DOI: 10.32609/0042-8736-2008-2-61-72 EDN: IJFJYT

3. Кузнецова О. Региональная политика России: 20 лет реформ и новые возможности. Изд. 3-е. М.: Ленанд, 2017. 392 с.

4. Стародубцев А.В. Политическая лояльность или эффективность? Факторы распределения межбюджетных трансфертов в России // Пути модернизации: траектории, развилки и тупики: сборник статей. СПб.: Изд-во ЕУСПб, 2010. С. 325-352.

5. Туровский Р.Ф. Российское местное самоуправление: агент государственной власти в ловушке недофинансирования и гражданской пассивности // Полис. Политические исследования. 2015. № 2. С. 35-51. DOI: 10.17976/jpps/2015.02.03 EDN: TUHDWD

6. Alexeev M., Kurlyandskaya G. Fiscal federalism and incentives in a Russian region // Journal of comparative economics. 2003. Vol. 31, N 1. P. 20-33. DOI: 10.1016/S0147-5967(02)00011-2 EDN: LHRWXT

7. Beazer Q., Reuter J. Who is to blame? Political centralization and electoral punishment under authoritarianism // The journal of politics. 2019. Vol. 81, N 2. P. 648-662. DOI: 10.1086/701834 EDN: VPGUBD

8. Fiscal decentralization, budget discipline, and local finance reform in Russia's regions / M. Alexeev, N. Avxentyev, A. Mamedov, S. Sinelnikov-Murylev // Public finance review. 2019. Vol. 47, N 4. P. 679-717. DOI: 10.1177/1091142118804245 EDN: FSRHZB

9. Frye T., Reuter J., Szakonyi D. Vote brokers, clientelist appeals, and voter turnout: Evidence from Russia and Venezuela // World politics. 2019. Vol. 71, N 4. P. 710-746. DOI: 10.1017/S0043887119000078 EDN: BITMSE

10. Nordhaus W. The political business cycle // Review of economic studies. 1975. Vol. 42, N 2. P. 169-190. DOI: 10.2307/2296528

11. Robinson J., Verdier T. The political economy of clientelism // The Scandinavian journal of economics. 2013. Vol. 115, N 2. P. 260-291. DOI: 10.1111/sjoe.12010

12. Sharafutdinova G., Turovsky R. The politics of federal transfers in Putin's Russia: regional competition, lobbying, and federal priorities // Post-Soviet affairs. 2017. Vol. 33, N 2. P. 161-175. DOI: 10.1080/1060586X.2016.1163826 EDN: YUTZMJ

13. Shishkin D. Fiscal incentives and shared revenue sources with differentiated sharing rates // Public finance review. 2013. Vol. 41, N 4. P. 473-488. DOI: 10.1177/1091142113475698 EDN: ROEEEV

14. Stokes S. Political clientelism // The Oxford handbook of comparative politics / C. Boix, S.C. Stokes (eds). N.Y.: Oxford university press, 2009. DOI: 10.1093/oxfordhb/9780199566020.003.0025

15. Treisman D. Fiscal redistribution in a fragile federation: Moscow and the regions in 1994 // British journal of political science. 1998. Vol. 28, N 1. P. 185-222. DOI: 10.1017/s0007123498210210 EDN: FOGNXX

16. Tullock G. Autocracy. Dordrecht: Springer science & Business media, 1987. 243 p. DOI: 10.1007/978-94-015-7741-0

17. Turovsky R., Gaivoronsky Y. Russia's regions as winners and losers: political motives and outcomes in the distribution of federal government transfers // European politics and society. 2017. Vol. 18, N 4. P. 529-551. DOI: 10.1080/23745118.2017.1286312 EDN: PRKMEL

18. Wintrobe R. The political economy of dictatorship. Cambridge: Cambridge university press, 1998. 390 p. DOI: 10.1017/CBO9781139174916

19. Zhuravskaya E. Incentives to provide local public goods: fiscal federalism, Russian style // Journal of public economics. 2000. Vol. 76, N 3. P. 337-368. DOI: 10.1016/s0047-2727(99)00090-0 EDN: LFZSDR


Рецензия

Просмотров: 105


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1998-1775 (Print)