Президентская или парламентская система: что препятствует этническому конфликту?
https://doi.org/10.31249/poln/2020.04.14
Аннотация
Управление этническими конфликтами включает в себя комплекс мер институционального и неинституционального порядка, направленных на предотвращение, урегулирование и разрешение конфликтов на этнической почве. Среди большого числа мер, к которым прибегают государства и другие политические акторы, можно особо выделить оптимальную организацию власти, способную «погасить» и «затушить» этнически окрашенные конфликты, вплоть до насилия, вооруженных столкновений и войн. В статье анализируется малоизученная в научной литературе проблема взаимосвязи между формой правления и этническими конфликтами. Авторы отвечают на вопрос о том, какая из форм правления - президентская или парламентская - создает риски возникновения конфликтов на этнической почве. Цель статьи - определить институциональные элементы, представляющие угрозу для этнического мира и согласия, а также показать позитивные черты президенциализма и парламентаризма, которые смягчают этнические конфликты. В качестве основного методологического подхода авторы выбрали неоинституционализм, определяющий центральное место политических институтов в объяснении природы этнических конфликтов. Выводы авторов основываются на проведенном сравнительном анализе теоретических и эмпирических результатов исследований этнических конфликтов. Авторы приходят к выводу, что президентская система создает более благоприятные условия для урегулирования этнических конфликтов по сравнению с парламентской. Для того чтобы «сгладить» негативные последствия президентской и парламентской систем, государства прибегают к институциональным «экспериментам», модернизируя классические модели. В статье рассматриваются атипичные системы и атипичные элементы систем, помогающие решить проблемы, свойственные «чистой» президентской и «чистой» парламентской системе. Также дается оценка эмпирическим исследованиям, в которых на основе большого массива данных выявляются взаимосвязи между формами правления и этническими конфликтами.
Об авторах
О. И. ЗазнаевРоссия
Зазнаев Олег Иванович, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой политологии
Казань
В. В. Сидоров
Россия
Сидоров Виктор Владимирович, кандидат политических наук, доцент кафедры политологии
Казань
Список литературы
1. Зазнаев О.И. Осмысление форм правления в зарубежной политической науке: новейшие дискуссии // Политическая наука. 2014. № 1. С. 10-33. EDN: RYZPJJ
2. Зазнаев О.И., Сидоров В.В. Президентские системы на постсоветском пространстве: верна ли гипотеза Хуана Линца? // Вестник РГГУ. Серия Политология. История. Международные отношения. 2018. № 1. C. 24-35. DOI: 10.28995/2073-6339-2018-4-24-35 EDN: HYHCCF
3. Ильиченко М.С. Федеративные механизмы в разрешении этнических конфликтов: переговорный процесс за рамками формальных правил // Политическая наука. 2011. № 1. C. 170-190. EDN: NDSAFF
4. Кудряшова И.В. Этнополитическая гомогенизация под международным контролем: Босния и Герцеговина и Косово // Политическая наука: Формирование государства в условиях этнокультурной разнородности. 2010. № 1. С. 100-137. EDN: LAGCRN
5. Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах: сравнительное исследование. М.: Аспект Пресс, 1997. 287 с.
6. Фарукшин М.Х., Зазнаев О.И. Политическая идентичность в контексте политической культуры. Казань: Центр инновационных технологий, 2009. 44 с. EDN: QOKVOT
7. Фарукшин М.Х. Этничность и федерализм. Казань: Центр инновационных технологий, 2013. 348 с.
8. Basedau M. A context-sensitive approach to the study of presidentialism and ethnic violence // Ethnopolitics. 2013. Vol. 12, N 1. P. 89-92. DOI: 10.1080/17449057.2013.746011
9. Brancati D. Decentralization: fueling the fire or dampening the flames of ethnic conflict and secessionism? // International organization. 2006. Vol. 60, N 3. P. 651-685. DOI: 10.1017/S002081830606019X
10. Democratization, political institutions, and ethnic conflict: a pooled time-series analysis, 1985-1998 / S. Saideman, D. Lanoue D., M. Campenni, S. Stanton // Comparative political studies. 2002. Vol. 35, N 1. P. 103-129. DOI: 10.1177/001041400203500108 EDN: JRCERZ
11. Horowitz D. The alternative vote and interethnic moderation. A reply to Fraenkel and Grofman // Public choice. 2004. Vol. 121, N 3-4. P. 507-517. DOI: 10.1007/s11127-004-2488-y
12. Horowitz D. A democratic South Africa? Constitutional engineering in a divided society. Berkeley; Los Angeles; Oxford: University of California Press, 1991. 304 p.
13. Horowitz D. Presidents vs. parliaments: comparing democratic systems // Journal of democracy. 1990. Vol. 1, N 4. P. 73-79. 10.1353/ jod.1990.0056. DOI: 10.1353/jod.1990.0056
14. Horowitz D. Ethnic groups in conflict. Berkeley; Los Angeles: University of California Press, 1985. 712 p.
15. Laitin D. Secessionist rebellion in the former Soviet Union // Comparative political studies. 2001. Vol. 34, N 8. P. 839-861. 10.1177/ 0010414001034008001. DOI: 10.1177/0010414001034008001 EDN: JRCELB
16. Lijphart A. Presidentialism and majoritarian democracy: theoretical observations // The failure of presidential democracy / J.J. Linz, A. Valenzuela (eds). Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1994. P. 3-87.
17. Lijphart A. Constitutional choices for new democracies // Journal of democracy. 1991. Vol. 2, N 1. P. 72-84. DOI: 10.1353/jod.1991.0011
18. Linz J. The perils of presidentialism // Journal of democracy. 1990. Vol. 1, N 1. P. 51-69.
19. McGarry J. Is presidentialism necessarily noncollegial? // Ethnopolitics. 2013. Vol. 12, N 1. P. 93-97. DOI: 10.1080/17449057.2013.746014
20. Roeder P.G., Rothchild D. Dilemmas of state-building in divided societies // Sustainable peace: power and democracy after civil wars / P.G. Roeder, D. Rothchild (eds). Ithaca, NY: Cornell University Press, 2005. P. 1-25.
21. Roessler F. The enemy within: personal rule, coups, and civil war in africa // World politics. 2011. Vol. 63, N 2. P. 300-346. 10.1017/ S0043887111000049. DOI: 10.1017/S0043887111000049
22. Sartori G. Comparative constitutional engineering: an inquiry into structures, incentives and outcomes. L.: Macmillan Press, 1997. 217 p.
23. Schneider G., Wiesehomeier N. Rules that matter: political institutions and the diversity-conflict nexus // Journal of peace research. 2008. Vol. 45, N 2. P. 183-203. DOI: 10.1177/0022343307087176 EDN: JNYCTR
24. Shugart M., Carey J. Presidents and assemblies. Constitutional design and electoral dynamics. Cambridge: Cambridge University Press, 1992. 332 p.
25. Sisk T. Presidentialism, ethnic violence and the risk of overgeneralization // Ethnopolitics. 2013. Vol. 12, N 1. P. 86-88. 10.1080/ 17449057.2013.746010. DOI: 10.1080/17449057.2013.746010
26. Sisk T. Power Sharing and international mediation in ethnic conflicts. Washington, DC: United States Institute of Peace Press, 1996. 143 p.
27. Suberu R.T., Diamond L. Institutional design, ethnic conflict management, and democracy in Nigeria // The architecture of democracy: constitutional design, conflict management, and democracy / A. Reynolds (ed.). Oxford: Oxford University Press, 2002. P. 400-428.
28. Theuerkauf U. Presidentialism and the risk of ethnic violence // Ethnopolitics. 2013. Vol. 12, N 1. P. 72-81. DOI: 10.1080/17449057.2013.746007
29. Touquet H., Vermeersch P. Bosnia and Herzegovina: thinking beyond institution-building // Nationalism and ethnic politics. 2008. Vol. 14, N 2. P. 266-288. DOI: 10.1080/13537110801985120
30. Theuerkauf U. Ethno-embedded institutionalism: the impact of institutional repertoires on ethnic violence: PhD thesis / The London School of Economics and Political Science (LSE). 2012. 393 p.
31. Theuerkauf U. Institutional design and ethnic violence: do grievances help to explain ethnopolitical instability? // Civil wars. 2010. Vol. 12, N 1/2. P. 117-139. DOI: 10.1080/13698249.2010.486121