№ 1 (2013): Политическое участие в условиях сетевого общества
СОСТОЯНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
12-27 104
Аннотация
Реформы государственного управления 1980–1990‑х годов были вызваны прежде всего стремлением повысить эффективность управления и вернуть доверие граждан государству и институтам представительной демократии. Прогресс в сфере ИКТ и распространение Интернета позволили сделать национальные инициативы Электронного государства ( e - government ) основным инструментом реформ. Однако они не решали проблему кризиса традиционной модели представительного правления в постиндустриальном обществе. Со становлением Веб 2.0 как онлайновой интерактивной среды коммуникации и публичной сферы политики возродился интерес к концепции электронной делиберативной демократии и модели правления в сотрудничестве , которая получила воплощение в инициативах Открытое правительство . Рассматриваются перспективы реализации принципов Открытого правительства в России.
28-42 93
Аннотация
В обзоре приведены результаты исследования Департамента экономики и социальных вопросов ООН за 2012 г. по вопросам предоставления онлайн-информации и электронных услуг гражданам. Рейтинг развития э-правительства в 2012 г., предложенный ООН (EGDI), отражает усилия стран с точки зрения их ориентации на потребителя государственных услуг. Мировым лидером рейтинга э-правительства в 2012 г. стала Республика Корея (0,9283). Затем следуют три европейские страны: Нидерланды (0,9125), Великобритания (0,8960) и Дания (0,8889). Исследователи приходят к выводу, что государства, находящиеся на разных стадиях развития электронного правительства, могут применять различные модели электронного правительства в зависимости от своих потребностей и нужд. В исследовании государствам даются рекомендации уделять большее внимание электронному правительству для развития и укрепления институциональной сплоченности, интеграции управления и сферы услуг.
43-68 57
Аннотация
Опосредованное информационными технологиями участие граждан является ключевым элементом Открытого правительства. За последнее десятилетие в Европейском союзе было запущено множество проектов по э-участию, большинство из них продвигалось сверху вниз органами власти разных уровней. Учитывая значительный объем средств налогоплательщиков, затраченных на эти проекты, и ограниченность влияния получаемых результатов на повседневную жизнь граждан, резонно задаться следующими вопросами. 1. Что означает «успешность» применительно к проектам э-участия? 2. Как мы можем быть уверены в том, что добавление префикса «э» к традиционным инструментам и методам участия улучшает процесс принятия решений и предоставление государственных услуг? В статье обсуждаются ключевые компоненты методологии оценки проектов э-участия в контексте политики Евросоюза в сфере э-правительства.
РАКУРСЫ
69-82 67
Аннотация
Статья предлагает вниманию читателей обзор докладов, представленных на IV Международной конференции по онлайн-делиберации, прошедшей в г. Лидс (Великобритания) в 2010 г. и посвященной поиску ответов на социальные и технологические вызовы, с которыми сталкивается эта относительно новая область исследований. Обзор предваряется кратким описанием теоретических предпосылок возникновения интереса к данной проблематике в современной политической науке. На примерах конкретных работ рассматриваются основные направления исследований. В заключение обсуждаются дальнейшие перспективы исследований в сфере политических онлайн-дискуссий, в том числе и применительно к отечественным реалиям.
83-132 113
Аннотация
Вниманию читателей предлагается обзор эмпирических исследований в области дизайна онлайн-форумов, предназначенных для вовлечения граждан в делиберацию. Размерности дизайна определены для различных характеристик делиберации: назначения, целевой аудитории, разобщенности участников в пространстве и во времени, среды коммуникации и организации делиберативного процесса. После краткого обзора критериев оценки вариантов дизайна рассматриваются эмпирические данные, соотносящиеся с каждым из вариантов. Эффективность онлайн-делиберации зависит от того, насколько условия коммуникации соотносятся с заданиями делиберации. Компромиссы, как, например, между анонимным или идентифицируемым участием, предполагают различные дизайны в зависимости от цели делиберации и состава участников. Выводы исследования получены на материале существующих технологий и могут измениться по мере коэволюции технологий и пользователей.
ИДЕИ И ПРАКТИКА
Эмиль Абрамович Паин,
Сергей Викторович Мохов,
Егор Игоревич Поляков,
Сергей Александрович Простаков,
Сергей Юрьевич Федюнин
133-160 73
Аннотация
Данная статья представляет первые результаты коллективного исследования, посвященного изучению этнополитической проблематики в Рунете. Проверяя ряд гипотез, авторы статьи анализируют дискурсы четырех интернет-сообществ: их картины мира и интерпретации межкультурных отношений. Авторы делают вывод о несостоятельности на сегодняшний день «партии Интернета» как средства демократизации и приходят к заключению о многомерности и растущей силе националистического дискурса.
161-181 59
Аннотация
В работе представлены результаты эмпирического исследования использования «базовых притязаний на нормативную правоту» Юргена Хабермаса для лучшего понимания эпистемологической ценности онлайновых делиберативных практик. Анализ диалогически интерактивного процесса актуализации таких притязаний участниками дискуссии позволил выявить путем агрегирования высказанных позиций «за» и «против» степень их взаимной солидаризации вокруг обсуждаемых политических вопросов. Делается вывод о возможности дискурсивного выражения общественного мнения в виртуальной среде Интернета и его изучения.
192-208 50
Аннотация
В статье представлено авторское понимание смысла и последствий массовых протестных акций 2011–2012 гг., большинство участников которых выражали желание смены сложившегося социального порядка. Перформансный характер проектов, основанных на коммуникации в Интернете, и неумение граждан вырабатывать консенсус в отношении иных проблем общества не позволили реализовать это желание. Российские политики сумели использовать гражданский протест в своих интересах, фактически в очередной раз исключив граждан из политики.
КОНТЕКСТ
ПРЕДСТАВЛЯЕМ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
«КРУГЛЫЙ СТОЛ»
С КНИЖНОЙ ПОЛКИ
ISSN 1998-1775 (Print)