Preview

Политическая наука

Расширенный поиск
№ 4 (2017): Субнациональное измерение политики

СОСТОЯНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

15-33 78
Аннотация
В статье рассматриваются состояние, проблемы и основные направления российских исследований субнациональной политики. В первой части статьи анализируются некоторые дискуссионные темы этой области исследований, в частности проблематика природы, статуса, характера политики на субнациональном уровне по сравнению с национальным уровнем; вопросы междисциплинарного характера исследований и их взаимодействия с другими дисциплинами политической науки; проблематика формальной и неформальной политической институционализации, роль субнациональной политической идентичности и культуры в формировании политических акторов и их взаимодействия. Во второй части кратко охарактеризованы основные тематические и методологические направления исследований российской субнациональной политики, показаны основные тенденции этой области исследований и ее проблемы.

КОНТЕКСТ

34-60 83
Аннотация
Данное исследование оценивает качество и уровень демократичности региональных выборов в России, а также степень, в которой они могут быть определены как свободные и честные. В частности, в ней рассматриваются практики электоральной манипуляции на выборах исполнительной и законодательной власти в регионах в 2014-2016 гг. Исследование показывает, что в ответе на вопрос о том, почему популярные авторитарные режимы прибегают к фальсификациям, значительную роль играет посыл «электорального сигнала» оппозиции об отсутствии политического будущего вне правящей партии, а также о бесполезности оспаривания текущего политического режима.
61-84 121
Аннотация
Статья посвящена определению оснований клиентелизма региональных политических машин в современной России. С этой целью на материале экспертного опроса о выборах в 25 российских регионах осенью 2015 г. используется метод качественного сравнительного анализа (QCA). Выводы свидетельствуют о том, что клиентелизм политических машин может объясняться доступностью опоры на контролируемые группы избирателей. В то же время клиентелизм может свидетельствовать не только об инфраструктурном потенциале, но и о недостатке административных возможностей для предотвращения рисков конкуренции другими способами.
85-110 78
Аннотация
Почему одни политические партии присоединяются к протестным движениям, а другие предпочитают оставаться в стороне? Используя парное сравнение моделей взаимодействия партий с движением «За честные выборы» в российских регионах, в данной статье мы исследуем партийные стратегии в отношении движения и пытаемся объяснить их выбор. Мы демонстрируем, что в основе выбора лежат два связанных механизма: уровень партийной институционализации и кооптация партийных лидеров в субнациональную политическую систему. Наше исследование также показывает, что несмотря на общую лояльность (если не симбиоз) партий политическому режиму в России, на региональном уровне и на уровне отдельных организаций их стратегии отличаются, как и уровень вовлеченности в движение. Институционализация объясняет выбор между вовлечением и уклонением от участия, тогда как кооптация - выбор между поддержкой и противодействием движению.
111-136 88
Аннотация
Обладая полномочиями по регулированию сферы городского планирования, городская власть всегда является объектом действия, направленного со стороны инициативных групп. Однако при этом городские активисты часто адресуют свое взаимодействие по поводу городских проблем вышестоящим уровням власти, что, на наш взгляд, является индикатором качества взаимодействия активистов с властями города. В статье мы предпринимаем попытку определить, как выстраивается взаимодействие местной власти и активистов по поводу городских проблем, какие инструменты взаимодействия с городской властью используют инициативные группы. Кроме того, мы пытаемся объяснить, почему действия инициативных групп, хотя и направлены на изменение городского пространства, могут адресоваться вышестоящим уровням власти? Эмпирической основой исследования являются базы данных «Состязательная политика российских регионов» (ЦСИПИ) и «Пермские городские конфликты: борьба за пространство» (ЦСИПИ), а также серия полуструктурированных интервью с представителями семи инициативных групп, действующих в сфере городского планирования. Временной охват исследования: 2000-2016 гг. В заключение авторы приходят к выводу том, что взаимодействие инициативных групп с городскими органами власти редко является кооперативным, а инструменты воздействия на городскую власть используются для «опубличивания» проблемы и поиска помощи на вышестоящих уровнях власти.

РАКУРСЫ

137-160 67
Аннотация
В 2010 г., после двадцати лет правления, Муртаза Рахимов покинул пост президента Республики Башкортостан и ему на смену пришел Рустэм Хамитов. Смена политического руководства привела к волне ротаций элит как на региональном, так и на муниципальном уровне власти. В настоящей статье автор с помощью статистического анализа базы данных биографий локальной элиты Башкортостана исследует вопрос о том, насколько корпус глав муниципалитетов изменился после смены главы региона. Результаты исследования позволяют зафиксировать изменения ряда параметров в ротации локальных элит. Вместе с тем эти изменения не привели к существенным трансформациям социально-демографических характеристик новых руководителей муниципалитетов.
161-177 70
Аннотация
В статье рассматривается феномен руководителей субъектов Российской Федерации, против которых были возбуждены уголовные дела по обвинению в коррупции и тому подобное. Феномен «криминал-губернаторов» связывается с политическими и экономическими особенностями «закрытого доступа», когда в отношении элит и населения не действует единый правовой стандарт. «Борьба против коррупции» в этом случае является средством перераспределения ренты. Анализируются причины и последствия такого положения.
178-205 95
Аннотация
Предоставление этнической группе территориального самоуправления - один из наиболее распространенных в современном мире способов предотвращения, регулирования и преодоления конфликтов в сфере национальных отношений. Специфика территориальных автономий, однако, в том, что население автономного региона состоит из представителей разных этнических групп. Вследствие этого на функционирование этнических территориальных автономий (ЭРА) существенное влияние оказывает соотношение политико-административных и этнических границ. В статье представлена основанная на работе с данными географических информационных систем (ГИС) методология измерения этой характеристики автономий. Она включает индексы сегрегации и концентрации этнических групп, а также модели конгруэнтности между политико-административными и этническими границами. Анализ, проведенный на основе базы данных «Этнические региональные автономии» (Ethnic Regional Autonomies Database - ERAD), позволил распределить включенные в базу автономии по 4 моделям конгруэнтности между этническими и политико-административными границами. В заключение рассмотрены возможности, которые дает этот инструментарий для сравнительных исследований ЭРА, и намечены их перспективы.
206-225 85
Аннотация
Статья посвящена проблеме подержания баланса в межнациональных отношениях в контексте этнических региональных автономий. Предлагается и обосновывается подход, в соответствии с которым одним из факторов, определяющих «качество» баланса, является то, как реализуется субъектность административно-территориальной единицы с автономным статусом во взаимодействии с другими заинтересованными сторонами. Под политической субъектностью предлагается понимать активность автономии в конституировании, воспроизводстве и возможном изменении собственного статуса и связанных с ним объема и характера преференций. Соответственно, в статье обсуждается взаимосвязь между балансом, субъектностью и целостной системой взаимодействия, в центре которой находятся сами автономии как публично-правовые образования и политические сообщества. Ключевой вывод состоит в том, что условная «низкая» политическая субъектность автономии не является сама по себе препятствием к существованию баланса, но влияет на его характеристики, прежде всего в отношении ухудшения качества реализации статуса автономии и преференций. С другой стороны, условная «высокая» политическая субъектность является необходимым, но недостаточным условием повышения «качества» баланса.
226-242 82
Аннотация
Статья посвящена анализу феномена «национальной политики» в России в 2010-х годах, как инструмента, при помощи которого бюрократия компенсирует провалы регулярного административного контроля в тех или иных социальных и географических пространствах. Благодаря этому инструменту советская система институционализированной этничности сохраняет свою актуальность спустя более чем два десятилетия после распада СССР. «Национальная политика» исследуется на примере Ставропольского края с использованием авторского полевого материала.

ИДЕИ И ПРАКТИКА

254-258 53
Аннотация
В данной статье обсуждаются изменения, произошедшие с немецким землями (первый субнациональный уровень, Länder) в рамках федеральной системы в связи с двумя последними конституционными реформами (так называемые «реформа федерализма I» и «реформа федерализма II») в 2006 и 2009 гг. Сначала будут представлены основные характеристики германской федеральной системы, затем охарактеризована позиция земель внутри федеральной системы, в особенности - их законодательные функции и полномочия. Далее будут описаны конституционные реформы 2006 и 2009 гг.
259-283 95
Аннотация
Статья посвящена проблеме измерения различий институционально-демократического развития между регионами страны. В 2000-е в России было два самых заметных проекта измерения демократии на региональном уровне: рейтинги Московского центра Карнеги и института «Общественная экспертиза» и группы «Меркатор». В дальнейшем эти методики невозможно было применять из-за изменения избирательной системы и других политико-институциональных характеристик. На фоне расцвета различных социально-экономических и персональных губернаторских рейтингов 2000-2010-х годов в 2014 г. была предпринята попытка вернуться к оценке не личностей и состояния тех или иных сфер экономики, а региональных политических режимов как таковых через модификацию методики Московского центра Карнеги 2000-х в новых условиях. Вначале работа велась в НИУ ВШЭ, затем с 2015 г. была фактически продолжена в рамках более широкого проекта Комитета гражданских инициатив. Одной из учитываемых в рамках данного проекта КГИ характеристик стала попытка оценить качество региональных политических институтов (официально названо в методике проекта «Уровень институциональной развитости и адаптивности управления»), измеряемых исключительно по формализованным критериям. В статье подробно описываются данные критерии, системы оценки по ним и представлены результаты измерений на четыре даты - начало 2011, 2015, 2016 и 2017 гг. В качестве индикаторов были выбраны уровень политической конкуренции; институциональная независимость депутатов регионального парламента; защита парламентских прав оппозиции в региональном парламенте; состояние системы местного самоуправления через систему управления административного центра региона.

С КНИЖНОЙ ПОЛКИ

ПРЕДСТАВЛЯЕМ ЖУРНАЛ



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1998-1775 (Print)