Preview

Политическая наука

Расширенный поиск
№ 3 (2021): Цифровизация политики

СОСТОЯНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

13–36 164
Аннотация

Технологические изменения, происходящие под флагом цифровизации, затрагивают не только сферу собственно техники. Цифровизация не является политически нейтральным процессом, простым средством повышения производительности трудовой деятельности. Она оказывает решающее влияние на все сферы жизни современного общества, создавая дополнительные условия их сетевизации. Сетевая архитектура формирующихся отношений включает в себя не только собственно социальных и политических агентов, но и сами технические объекты, которые начинают выполнять функции медиаторов во взаимодействии. Существует пессимистическое и оптимистическое направления оценок происходящих трансформаций и роли в них технического компонента. Некоторые политики и ученые говорят о новом кибернетическом тоталитаризме, другие полагают, что в современных условиях возникают не только вызовы, но и формируются перспективы более содержательного и эффективного развития. В статье акцент сделан на одном важном аспекте темы, связанном с соотношением цифровизации, ее включении в систему публичного управления и возникающих проблем публичной управляемости. Рассматриваются тенденции влияния цифровизации на публичную управляемость, анализируются четыре модели сетевой эффективности управляемости: интерактивная, контингентная, многомерная, социально-техническая. Особое внимание уделяется проблеме сотрудничества между органами управления и гражданами, которые обеспечивают эффективность управляемости на основе сетей совместного управления.

37-53 161
Аннотация

Цель работы состояла в изучении особенностей субъектности феномена цифровой коммуникации в условиях интенсивной цифровизации ключевых сфер жизнедеятельности современного общества, а также в выявлении перспектив и угроз внедрения самообучающихся нейросетевых алгоритмов и технологий искусственного интеллекта в коммуникационные процессы, разворачивающиеся в общественно-политической сфере. Одной из ключевых задач исследования стало определение сценариев возможных социальных изменений в условиях цифровизации общества и трансформации традиционных социальных практик в аспекте появления новых цифровых субъектов массовой общественной коммуникации, формирующих псевдоструктуру цифрового взаимодействия людей. В качестве методологической оптики в работе использованы метод дискурс-анализа научных исследований, посвященных внедрению и применению технологий искусственного интеллекта и самообучающихся нейросетей в процессах общественно-политической цифровизации, а также метод критического анализа актуальной коммуникационной практики в социально-политической сфере. Одновременно с этим при анализе актуальной практики цифровизации зарубежных стран использовался метод case-study. В свою очередь, для определения сценариев трансформации традиционного социального пространства и социальных практик был применен метод сценариотехник и сценарного прогнозирования. В результате исследования сделан вывод о том, что внедрение технологических решений на основе алгоритмов искусственного интеллекта и самообучающихся нейросетей в современные процессы социально-политической коммуникации формирует потенциал возникновения проблемы определения и самоопределения субъектов коммуникативных актов в социально-политической сфере жизнедеятельности современного государства и общества. По итогам проведенного исследования показано, что искусственный интеллект и самообучающиеся нейросетевые алгоритмы все более широко имплементируются в актуальную практику современных цифровых коммуникаций, формируя высокий потенциал информационно-коммуникационного воздействия на массовое сознание технологических решений, уже не требующих управления собою со стороны операторов - людей. В работе также делается вывод о том, что в актуальной практике социальных взаимодействий в цифровом пространстве человек сталкивается с новым явлением - интерфейсизацией, в рамках которого самокоммуникация стимулирует универсализацию и стандартизацию цифрового поведения, создавая, распространяя, усиливая и навязывая особые цифровые ритуалы. В статье обосновывается, что цифровые ритуалы стирают грань между активностью цифровых аватаров на базе искусственного интеллекта и активностью реальных людей, в результате чего возникает потенциал утраты человеком собственной субъектности в цифровом универсуме.

54-71 155
Аннотация

Мировой тенденцией публичной политики становится внедрение механизмов электронного участия - технологически обусловленных каналов взаимодействия гражданского общества и государства, которые могут включать как консультирование органов власти на электронных площадках, так и прямое участие в государственном управлении. Несмотря на попытки осмыслить данный феномен, наше понимание электронного участия остается ограниченным. Данная работа является попыткой обзора исследовательской области с целью подчеркнуть, что мы уже знаем об электронном участии и его соотношении с традиционными формами. Выявлено наличие факторов, приводящих к низкой эффективности как традиционных, так и электронных форм общественного участия. Офлайн-формы зачастую встречаются с сопротивлением бюрократии и нежеланием граждан участвовать в общественном контроле. Онлайн-делиберация решает часть проблем, однако формирует новые. Сделан вывод о необходимости дальнейших исследований в ключе места и соотношения электронного и традиционного общественного участия.

ИДЕИ И ПРАКТИКА

72-111 137
Аннотация

Как меняется система безопасности государства под влиянием технологии искусственного интеллекта (ИИ)? В статье предлагается эмпирическая модель оценивания системы безопасности государства (на примере США) на основе показателя согласованности (консистентности) безопасности, измеряющего то, как государство оценивает угрозы (показатель угроз), а также наличный уровень возможностей для их отражения (показатель возможностей) применительно к технологиям искусственного интеллекта. Показатель согласованности (консистентности) безопасности, по сути, описывает то, как государство способно оценивать угрозы (показатель угроз), и отвечает на вопрос, обладает ли государство необходимым уровнем возможностей для их отражения (показатель возможностей). Разработанная модель (а также концептуализация технологии искусственного интеллекта в контексте сферы обеспечения безопасности) предоставляет свидетельства того, «как» происходят изменения в сфере обеспечения безопасности при помощи эмпирической модели, и представляет собой инструмент для изучения соответствующих изменений и оценки системы обеспечения безопасности государства. Необходимо обозначить ограничение исследования: мы не рассматриваем непосредственные военные приложения в области автоматизации и алгоритмизации (технологии искусственного интеллекта). Валидизация представленной эмпирической модели проводилась на кейсе США (анализу подлежат восемь временных промежутков, а именно: 1999, 2002, 2006, 2010, 2012, 2015, 2017, 2019 гг.). Примечательно то, как меняются с развитием самой технологии «заинтересованность» государства и определение угроз, а также стремительный рост возможностей технологии искусственного интеллекта (в годы максимального прогресса в вычислительных мощностях и появления новых алгоритмов), а с 2012 г. динамика - более поступательная, так как все новые и новые «открытия» имеют скорее не революционный, а эволюционный характер. Отличительной чертой модели является ее масштабируемость, которая выражается в возможности замены технологии искусственного интеллекта на любой другой тип цифровых технологий. В результате появляется возможность прослеживать динамику изменений системы безопасности государства, но уже применительно к иным технологиям, а затем проводить сравнительный анализ стран.

112-141 175
Аннотация

Представлены результаты исследования интернет-коммуникаций российских политических партий на старте нового электорального цикла в 2021 г. Исследование носит междисциплинарный характер и опирается на следующие методологические подходы: постбихевиоризм, имплицитная когнитивистика, Predictor Mining. Эмпирическая стратегия включает в себя комбинацию методов: SMA, айтрекинга, фокус-группового интервью. В ходе реализации окулометрического анализа для построения батареи визуальных стимулов был выбран протокол, разработанный при оценке продуктивности сочетания психосемантических процедур и регистрации с помощью айтрекера глазодвигательной активности респондента в ходе избирательных кампаний 2018 г. В результате исследования зафиксированы следующие особенности восприятия респондентами интернет-контента политических партий: основная линия спектрального противопоставления связана в представлениях российского электората с антагонизмом таких политических партий, как «Единая Россия» и «Яблоко»; в большей степени на момент проведения исследования отмобилизован электорат «новых партий», добившихся успеха на региональных выборах в 2020 г.; опора «новых» политических партий на лидеров общественного мнения становится одним из базовых инструментов реализации их электоральных задач и др. Предложенная в исследовании методика аттестации интернет-контента может быть востребована политическими партиями для совершенствования содержательных и психотехнологических характеристик их информационных потоков в социальных медиа. Применение разработанной методики окулометрического анализа для аттестации интернет-контента позволит партийным акторам усовершенствовать технологию таргетирования во взаимодействии с электоратом.

РАКУРСЫ

142-160 141
Аннотация

Базовым исследовательским вопросом предпринятого эмпирического анализа служит вопрос о соотношении лоялизма и оппозиционности, активности и пассивности в процессе формирования стратегий гражданского участия россиян. В рамках предваряющего прикладной анализ теоретического обзора авторы систематизируют существенный пласт специальных исследований о понятии, сущности, факторах формирования и типологии стратегий гражданского участия. На этой основе предлагается авторская методика эмпирического исследования российского гражданского активизма. Базовым методом сбора фактуальных данных служит Всероссийский массовый опрос россиян, репрезентированный по территории проживания, гендеру и возрасту респондентов (N=1600 человек). Методом кластеризации (К-средств, SPSS Statistics 26.0) базы данных опроса выделены 12 типов гражданского участия россиян. Использовано два основания для типологии: интенсивность гражданского участия и модальность отношения к действующей власти. Значимыми итогами исследования служат выявление удельного веса представителей каждого кластера и установление зависимости между принадлежностью к типу гражданского участия и ценностными и социально-демографическими признаками россиян. Установлено, что оппозиционность гражданских установок россиян сопряжена с их прагматическими ориентирами, стремлением к либеральным ценностям, высокой готовностью к участию в политических и гражданских акциях в онлайн- и офлайн-форматах, восприятием гражданской активности как площадки, свободной от участия государства. Исследование показывает абсолютное доминирование отстраненной нейтральной позиции при относительно незначительном распространении активных лоялистской и критической позиций в социуме РФ. С одной стороны, это говорит об отсутствии высокого потенциала протестной активности в российском обществе. С другой стороны, довольно небольшая доля активных лоялистов в российском обществе может ограничивать общественную консолидацию вокруг официального курса действующей власти. В качестве исследовательских перспектив обосновывается необходимость киберметрического измерения (с использованием инструментов больших данных) поддержки российской пользовательской аудиторией внешних и внутренних протестно-ориентированных дезинтегрирующих информационных потоков и степени одобрения конструктивных консолидирующих потоков, нацеленных на формирование лоялистских настроений в обществе, а также динамических и дискурсивных характеристик этих информационных потоков.

161-182 161
Аннотация

Статья посвящена анализу такого современного инструмента политического участия в сети интернет, как хештеги. В основу исследования положены нарративный анализ и теория банального национализма (как в интерпретации М. Биллинга, так и в видении Дж. Фокса). Нарративный анализ в статье рассматривается с точки зрения практико-ориентированного подхода, который направлен на непосредственное социальное взаимодействие. В центре этого взаимодействия находится человек (в данном случае представитель этнической группы), который одновременно и испытывает на себе влияние этнически значимых символов, и их создает. Нарратив уже здесь выступает как результат осмысления этнически значимых символов в сознании людей. Происходит это через анализ событий, которые были или сейчас развиваются внутри или около этнического движения (в том числе и с помощью политических мифов, связанных с историей данной этнической группы). Целью статьи является определение места и роли хештегов в развитии национальных движений (на примере кряшенского движения). Автор выявляет положение хештегов относительно таких единиц анализа как «этнически значимые символы» и «нарратив». В исследовании говорится о хештегах как о достаточно новом инструменте политического участия. В качестве примера выбрано кряшенское движение, поскольку оно характеризуется достаточно развитыми дискурсивными практиками. Дается подробный обзор кряшенских хештегов и приводится их классификация на основе предложенных Алисой Дайер, Реббекой Хоффман и Сет Гудманом видов хештегов. Особое внимание уделяется теории банального национализма и подчеркивается, что функционал хештегов достаточно хорошо может быть объяснен данной теорией. В заключение автор предлагает таблицу моделей кряшенских хештегов с ключевыми характеристиками (тип хештега, вид признания, интерпретация банального национализма по М. Биллингу или Дж. Фоксу, роль хештега в движении) и выделенными закономерностями для кряшенского движения.

КОНТЕКСТ

183-204 245
Аннотация

Обращаясь к традиционным трактовкам публичной политики, автор обосновывает необходимость аналитической коррекции ее содержания на основе выявления универсальных параметров публичности, отражающей особый формат открытых (гласных) отношений государства и общества. В этом контексте выделяются три социальных пространства публичной сферы, каждое из которых определяет возможности осуществления курса на соучастие граждан в управлении и усилении социальной направленности правительственной политики. Кратко обозначаются особенности осуществления такого варианта государственной публичной политики в современной России.

205-228 167
Аннотация

Статья посвящена анализу этики социальных сетей и ее взаимосвязи с политической идентичностью. Выделены два измерения этики социальных сетей - этика пользователей и этика владельцев платформ. На примере политической коммуникации и действий социальных сетей во время протестов США 2020 г. рассматривается переход от процедурной этики, основанной на обеспечении свободы слова и равноценности всех видов идентичности, к этике защиты угнетенных классов и групп. Выявлены тенденции разной этической оценки и реакции пользователей и владельцев соцсетей в одинаковых ситуациях в одном политическом контексте, произвольного отказа пользователям и политикам в равном доступе к политической коммуникации по причине неодобрения их политической идентичности. Такая этика не является универсальной, применяется избирательно и способна повредить демократическим основаниям любого общества, особенно в условиях возрастания неограниченной власти владельцев коммуникационных платформ.

ПЕРВАЯ СТЕПЕНЬ

229-250 116
Аннотация

Статья посвящена теоретическим и методологическим основаниям применения пространственно-эконометрического подхода к исследованию электоральных процессов. В основе анализа лежит пространственно-эконометрический подход, который основывается на предположении о взаимозависимости процессов, происходящих в близлежащих объектах. В связи с этим теоретическая рамка исследования посвящена социально-политическим концепциям, дающим основание говорить о существовании взаимозависимости политических процессов, происходящих в соседних или близлежащих объектах. В эмпирическое исследование вошли парламентские избирательные кампании в России с 1995 по 2016 г. в разрезе ТИКов. Исследование основано на концепции пространственной автокорреляции, рассчитанной с помощью глобальных индексов Морана, Гири и Гетиса - Орда. В центре внимания исследования стоит вопрос о степени пространственных различий между региональным и локальным уровнем голосования. Результаты исследования показывают, что для локального уровня голосования в России характерна высокая степень пространственной взаимозависимости электорального поведения независимо от идеологической направленности. Сравнительный анализ пространственной автокорреляции, рассчитанной на локальном и региональном уровнях, демонстрирует, что пространственная взаимозависимость сильнее проявляется на уровне муниципальных образований, что позволяет говорить о существовании особых тенденций на локальном уровне голосования. Различия в степени пространственной взаимозависимости на локальном и региональном уровнях позволяют утверждать, что региональные политические режимы могут превращать свои административные границы в электоральные барьеры, сдерживающие распространение локальных сообществ со схожим электоральным поведением. Таким образом, исследование подтверждает значимость роли места (place) в российском электоральном пространстве, что свидетельствует о связи между электоральными процессами и территориями, в которых они протекают.

251-270 145
Аннотация

Исследовательская цель настоящей статьи заключается в определении места объединенной Европы в международном информационно-коммуникационном пространстве. Акцент делается на необходимости обеспечения цифрового суверенитета Европейского союза (ЕС) в контексте политики глобального управления данными, что предполагает создание самобытного европейского информационно-телекоммуникационного пространства, независимого от любого внешнего влияния. Таким образом, цифровой суверенитет для Европы является гарантией обеспечения ее стратегической автономии в условиях растущего влияния США и Китая как ключевых акторов мировой политической системы в цифровую эпоху. Опираясь на принципы регионального подхода и мультипарадигмальный метод И.Н. Барыгина, автор экстраполирует отдельные положения теории гегемонистской стабильности (в интерпретации Р. Гилпина) на современное технологическое соперничество государств на международной арене. Такой подход позволяет выявить два взаимосвязанных комплекса факторов, объективно препятствующих успешной реализации общеевропейской «Стратегии в области данных». Во-первых, это продолжающаяся зависимость ЕС от иностранных технологий и услуг, а во-вторых, недостаточная инвестиционная привлекательность Евросоюза (по сравнению с Китаем и США), необходимая для всесторонней поддержки европейской промышленной политики (в том числе и в сфере цифровых технологий). Кроме того в статье показано, что для эффективного управления в цифровом секторе необходимо использовать модель многостороннего участия (без отказа от роли государства в регулировании рынка). Государство в цифровую эпоху должно оставаться органичной частью цифровой экосистемы, чтобы защищать интересы своих граждан.

С КНИЖНОЙ ПОЛКИ



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1998-1775 (Print)