Preview

Политическая наука

Расширенный поиск
№ 4 (2019): Институт президентства в современном мире
16-37 576
Аннотация
Передача президентской власти в условиях демократического режима осуществляется через институциональный механизм публичной конкуренции на выборах. При этом возникает феномен «демократической неопределенности», поскольку неизвестно, кто станет победителем и займет должность президента. При режиме с дефицитом демократии политический лидер и правящая элита стремятся обеспечить контролируемую передачу президентской власти для сохранения своего доминирующего положения в политике и экономике. В статье проанализированы основные модели контролируемой передачи власти главы государства в президентских системах. Во-первых, президент может «передать» власть «по наследству» одному из ближайших родственников, тем самым появляются авторитарные политические династии вне монархий. Во-вторых, возможен вариант, когда президент в силу преклонного возраста или политических соображений покидает свою должность и переходит на другой государственный пост для того, чтобы контролировать политическую ситуацию. На должность президента подбирается надежный преемник. В-третьих, ограничение на замещение одним и тем же лицом должности президента сроками и нежелание менять конституцию ведут к редкому сценарию, при котором президент готовит надежного и преданного преемника на свой пост на один срок, а после его истечения возвращается на должность президента. В-четвертых, передача власти преемнику может происходить вместе с полным отходом от дел уходящего президента. При этом создаются крепкие институциональные гарантии уходящему президенту и членам его семьи. Наконец, в-пятых, уходящий президент может инициировать смену формы правления: президентскую - на парламентскую или полупрезидентскую с весьма слабым президентом или парламентскую на президентскую систему. Цель перехода к новой системе - это изменение баланса власти в пользу усиленного премьер-министра или усиленного президента. В статье рассмотрены также институциональные механизмы, обеспечивающие контролируемую передачу президентской власти: конституционная смена «второго лица» в государстве; снижение возраста или отмена нижнего «порога» возраста для кандидата в президенты; создание новых должностей; мексиканская практика «дедасо»; смена формы правления; институциональные гарантии уходящему президенту.
38-67 83
Аннотация
В статье рассмотрены основные теоретические подходы в области управления этнокультурной разнородностью в разделенных обществах - консоционализм и центрипетализм. Через призму этих подходов анализируются системы распределения власти в обществе - президентские, парламентские и полупрезидентские. На примере Турции автор показывает, что для управления этнокультурной разнородностью новые государства могут выбирать национализаторскую политику, предполагающую ассимиляцию меньшинства. Данная политика привела к политизации этничности, межэтническим конфликтам и этническому терроризму. Ни одна турецкая элита не поднимала вопрос об институциональных механизмах урегулирования курдского вопроса и обеспечении доступа курдов как единого сегмента к процессу принятия решения. Институциональные трансформации в Турции - переход от парламентской системы к премьер-президентской и далее к президентской - были направлены на поддержание национализаторской стратегии управления разнородностью. Автор изучает возможности применимости сообщественных и центростремительных институциональных установок для турецкого случая. По мнению автора, использованию сообщественных механизмов препятствуют доминирование турецкого сегмента, непризнание курдского и отсутствие единства среди курдов. Автор приходит к выводу, что президентская система представляет институциональные условия для воплощения центростремительной модели. В настоящее время Партия справедливости и развития является единственной партией, которая может претендовать на роль умеренного центра. Автор предполагает, что решение по курдскому вопросу может быть принято в преддверии парламентских выборов 2023 г. Для победы на выборах ПСР и лично президенту Р. Эрдогану придется более четко обозначить курс на интеграцию турецких курдов одновременно с усилением безопасности границ.

ИДЕИ И ПРАКТИКА

68-104 132
Аннотация
В статье рассматриваются случаи досрочного прекращения полномочий президента на постсоветском пространстве. Анализируются конституционные нормы досрочного прекращения полномочий главы государства и их реализация в политической практике. Случаи досрочного прекращения полномочий президента делятся на четыре группы: 1) отставка по инициативе президента с целью проведения досрочных выборов, передачи власти преемнику и сохранения гарантий; 2) отставка под угрозой неконституционного смещения с должности в ситуации политического кризиса, конфликта или переворота; 3) смерть президента; 4) отрешение от должности. Наибольшее число случаев досрочного прекращения полномочий президента представляет собой отставку президента под угрозой неконституционного смещения с должности в ситуации политического кризиса, конфликта или переворота. С нарушением конституционных норм президентская власть передавалась в 11 случаях из 16. У большинства президентов, досрочно прекративших полномочия, какое-либо влияние на принятие политических решений после отставки отсутствовало. Объяснительной моделью разных исходов досрочного прекращения полномочий президента может послужить двумерная типология режимов на постсоветском пространстве, основанная на критериях индекса государственности и индекса институциональных основ демократии. Все случаи досрочного прекращения полномочий в результате кризисов и переворотов относятся к группе государств с низким индексом государственности и большинство - к группе государств с низким индексом институциональных основ демократии. Случаи успешной передачи власти преемнику относятся к группе государств с высоким индексом государственности и низким индексом институциональных основ демократии. Индекс государственности может дать ответ на вопрос о том, почему в одних случаях отставка президента сопровождается политическим кризисом, а в других ведет к обеспечению преемственности власти. Уход президента в отставку в условиях низкого уровня институциональных основ демократии и низкого уровня государственности в большинстве случаев сопровождается дестабилизацией и общим кризисом политического режима. Это позволяет дать прогноз относительно будущих случаев досрочного прекращения полномочий на постсоветском пространстве: в России, Казахстане, Туркменистане, Узбекистане форма передачи власти через преемничество может воспроизводиться и далее, аналогичная форма может успешно быть реализована и в Беларуси. В других постсоветских государствах правовая передача власти при досрочном прекращении полномочий главы государства может произойти только при повышении индекса государственности или индекса институциональных основ демократии.
105-126 87
Аннотация
В статье рассматриваются основные тенденции эволюции механизмов взаимодействия президента, правительства и парламента в полупрезидентских системах. В качестве сравнительных референтов представлены политические системы Российской Федерации, Украины и Турецкой Республики. Авторы обращают внимание на сочетание внутренних и внешних факторов изменений в данных политических системах, влияющих на характер отношений между основными институтами государственной власти. В работе использована методика индексного анализа полупрезидентских систем. Анализ данных позволяет утверждать, что в рассматриваемом периоде только турецкая система продемонстрировала поступательную концентрацию властных полномочий в руках президента в рамках треугольника «президент - парламент - правительство». В турецком кейсе наблюдается переход от парламентаризованной модели с «сильным президентом» на первом этапе к полноценной смешанной форме правления, индекс которой идентичен индексу премьер-президентской модели Украины по Конституции 2004 г. На втором этапе турецкая смешанная форма эволюционировала в сторону усиления президенциализации по результатам референдума 2017 г. Украина продемонстрировала нестабильную динамику эволюции взаимоотношений президента и премьера. Президентско-парламентский вариант модели, установленный Конституцией 1996 г., был на первом этапе упразднен в результате политического соглашения В. Януковича и В. Ющенко в 2004 г. Данный переход характеризуется парламентаризацией и усилением премьер-министра в рамках премьер-президентской системы интеракций. На следующем этапе в 2010 г. произошел возврат к конституционной модели 1996 г., выраженный в концентрации полномочий главы государства и обратной президенциализации. На третьем этапе в результате «революции достоинства» взаимодействия президента и премьера вернулись к формату 2004 г. Анализ параметров российской системы в рамках индексного подхода приводит к выводу об отсутствии динамики эволюции формы правления. Единственное принятие поправок к Конституции РФ в 2008 г. не привело к изменению основ дуализма исполнительной власти (поправки в принципе не имеют параметров, анализируемых индексной моделью).
127-150 94
Аннотация
Объектом изучения выступают 14 относительно целостных политических систем Центральной и Юго-Восточной Европы. Социально-политические процессы в этих политиях протекают с разной интенсивностью, обусловливая тот или иной образ институционального дизайна. Одной из главных проблем посткоммунистической Европы до сей поры остается вопрос о взаимодействии и эффективности разных институтов власти, прежде всего президента, парламента и правительства. Можно выделить как минимум три важнейшие критические точки институционального развития данных политий в ХХ в.: конституционный процесс 1910-1920-х годов, становление «народных демократий» и посткоммунистическая трансформация. В силу разных причин превалирует институциональный импорт «из прошлого». С позиции теории рационального выбора основными конкурентами в критических точках развития были: республика и монархия, президенциализм и парламентаризм, диктатура и демократия. Анализ процессов трансформации конституционного законодательства в странах Центральной и Юго-Восточной Европы позволяет выявить две модели: реконструкция и демонтаж. В статье приведены результаты сравнительного анализа объемов президентской власти с помощью индексов по методике А. Кроувела. Институциональный выбор в посткоммунистической Европе ограничен не только конъюнктурой транзита, но и невозможностью выхода за пределы республиканизма, теории парламентского и полупрезидентского правления. Это объясняется не столько рациональностью выбора, сколько отсечением альтернатив, повышающих трансакционные издержки политических акторов. Институциональные интересы акторов в условиях посткоммунизма оказались напрямую связанными с желанием добиться, сохранить или упрочить свое привилегированное положение. Отсюда широкие практики манипулирования институтами. Манипулятивные возможности, предоставляемые институциональным дизайном посткоммунистических стран Европы, обратно пропорциональны укорененности важнейших институтов политической демократии.
151-167 131
Аннотация
Рассматривается генезис института президентства в СССР в 1990 г., выявляются политические факторы, обусловившие учреждение должности Президента в Советском Союзе, анализируются полномочия Президента СССР, использование Президентом СССР М.С. Горбачёвым практики издания указов для проведения своего политического курса по решению острых социально-политических проблем, сохранению целостности Союзного государства, поддержке науки, образования и культуры. Также рассматривается практика применения Президентом России Б.Н. Ельциным указного права в проведении курса «шоковой терапии», в периоды так называемого августовского путча 1991 г. и октябрьского политического кризиса 1993 г. Исследуется конституционная-законодательная база института президентства в СССР, РСФСР и Российской Федерации. Особый упор делается на сопоставление первоначального проекта Конституции Российской Федерации, внесенного Б.Н. Ельциным в Конституционное собрание в апреле 1993 г., и окончательного текста Конституции Российской Федерации, принятой на референдуме 12 декабря 1993 г. Прослеживается дальнейшее развитие правовой базы института президентства в России на современном этапе.

КОНТЕКСТ

168-194 96
Аннотация
Падение экспортных цен на нефть, связанное с мировым кризисом, создает угрозы политической стабильности в государствах, экономика которых основана на продаже сырья. Между тем многим из них удается сохранить устойчивость. Если источники стабильности сырьевых автократий в период высоких мировых цен на нефть в политической науке довольно подробно изучены, то основы политического выживания таких режимов в кризисных условиях остаются не совсем понятны. В данной статье анализируются экономические и политические процессы России в период 2012-2018 гг. для выявления основных факторов политической устойчивости режима в условиях кризиса. Утверждается, что политическая стабильность в этот период обусловливалась не только наличием нефтяной ренты, превентивными мерами правительства по созданию государственных резервов и иными благоприятными экономическими факторами прошлых лет. Не меньшую роль играли стратегические действия президента, направленные на: 1) корректировку экономического курса правительства для учета политических интересов и решения электоральной задачи 2018 г.; 2) сохранение стабильной властной коалиции. В статье демонстрируются ход и политические последствия принятий решений в России по вопросам расходования государственных резервов и приватизации крупнейших госкорпораций. Показано, что конкретное направление этих решений обусловливалось вмешательством президента для защиты своих политических интересов. Анализ кадровой политики и элитных взаимодействий в указанный период с помощью формального моделирования позволил раскрыть логику трансформации правящей коалиции и выявить значение этого процесса для сохранения устойчивости политического режима.
195-215 98
Аннотация
Президенциализм представляет собой такую систему организации подотчетности, при которой глава государства обладает прямым мандатом на реализацию политических курсов и имеет возможность формировать исполнительную власть под эти задачи. Прямой характер подотчетности также предполагает, что негативные последствия от выбранного курса праямо сказываются на рейтинге президента и шансах на его переизбрание. Российский случай выпадает из этой логики: несмотря на продолжительный экономический спад в 2010-х годах, равно как и признаваемую обществом центральную роль в управлении страной, президенту В. Путину удавалось поддерживать высокий рейтинг одобрения своей деятельности. Его уверенная победа на выборах 2018 г. также расходится с теоретическими ожиданиями модели экономического голосования. Основываясь на литературе об атрибуции ответственности и материалах фокус-групповых дискуссий, мы утверждаем, что одним из объяснений данного феномена выступает институциональная сложность российской политии: разделение ответственности за формирование правительства между президентом и парламентом, а также неясность в распределении полномочий. В результате с президента снимается ответственность за счет ее перекладывания на исполнительную и законодательную ветви, которые становятся своеобразными политическими «громоотводами». Кроме того, у участников фокус-групповых дискуссий затруднения вызвала и оценка текущего состояния экономики, ее связь с политическим процессом. Исследование позволяет уточнить теорию экономического голосования и указывает на значимость институционального контекста, который связан со способностью граждан оценивать положение дел в экономике и поощрять или наказывать ответственные за нее органы государственной власти.
216-239 160
Аннотация
Статья посвящена анализу религиозного фактора российского президенциализма и механизмов коммуникации между президентом и религиозными организациями. Автором выделяются два типовых алгоритма коммуникации: алгоритм «А» (выработка религиозными организациями механизмов артикуляции своих интересов и формирование институтов их представительства с целью оказать влияние на принятие решений органами государственной власти) и алгоритм «Б» (государство задействует религиозный фактор при реализации государственной политики, используя имеющиеся или создавая новые коммуникативные механизмы для взаимодействия с религиозными организациями). Показано, как данные алгоритмы реализовывались при взаимодействиях президента и религиозных организаций (разработка и принятие Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», вопросы передачи в собственность религиозным организациям культовых сооружений и др.). В статье проведен анализ институтов коммуникации президента с религиозными организациями. Особое внимание уделено рассмотрению функций Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации и их эволюции. Делается вывод, что Совет является ключевым институтом, позволяющим религиозным организациям артикулировать свои интересы при взаимодействии с президентом, что членство в Совете является де-факто критерием традиционности религиозной организации, что, в свою очередь, открывает возможности для ее совместной деятельности с государственными институтами. При этом важное значение имеет и непосредственная коммуникация президента с лидерами религиозных организаций вне рамок государственных институтов. В статье также анализируется посредническая функция президента как возможного арбитра при разрешении конфликтных ситуаций в религиозной сфере. Выявлена значимость этой функции в период президентства В. Путина. Посредническая миссия президента анализируется на примере преодоления конфликта РПЦ и Русской православной церковью заграницей (РПЦЗ) и в ряде других сюжетов. Рассматривается также символический аспект взаимодействий президента и религиозных организаций. Показано, что религиозный фактор проявляется в церемонии инаугурации президентов, а принадлежность к православной религиозной традиции является одной из составляющих имиджа российских президентов. Делается вывод об особенностях и эволюции взаимодействий президента и религиозных организаций: о формировании их институциональных оснований к концу 1990-х годов, о преобладании алгоритма «А» до начала 2000-х годов и постепенном его замещении алгоритмом «Б» в последующий период; а также о том, что ключевым их актором является Русская православная церковь, которая и реализует большую часть имеющихся у религиозных организаций возможностей по выстраиванию взаимодействий с президентом России.

РАКУРСЫ

240-261 76
Аннотация
В статье рассматриваются причины стремления политических лидеров продлить сроки своего пребывания у власти, дискуссионные вопросы о преимуществах и пороках несменяемого властвования. Обосновывается мнение о преимущественно отрицательных последствиях долговременного пребывания первых лиц у власти. Показано принципиальное различие в подходах к вопросу о сроках президентских полномочий в демократических и авторитарных государствах, а также принципиально разное отношение к конституционным и другим законодательным нормам, регулирующим количество президентских сроков. Раскрыты особенности персоналистского режима как разновидности авторитаризма, его особенности, несовместимость с принципами демократии: народовластием, разделением властей, политической конкуренцией, независимостью законодательной и судебной властей и др. Отмечается в качестве главной черты персоналистского режима персонификация власти как означающая сосредоточение в руках верховного правителя основных рычагов власти и управления. Уделено значительное внимание способам ухода политических лидеров с поста президента: истечение установленных в законе сроков полномочий, тяжелая болезнь или смерть, досрочный уход по собственному желанию или в результате импичмента, государственного переворота, вмешательства внешней силы. Часть статьи посвящена анализу применяемых автократами способов продления президентских полномочий, связанных с манипуляциями конституционным законодательством: включение в него норм о пожизненном президентстве, увеличение числа сроков, на которые может избираться президент, назначение преемника, смена формы правления с президентской на парламентскую, переход с должности президента на другие властные позиции, позволяющие сохранять в руках политического лидера контроль за ситуацией в стране. В заключение говорится о проблеме транзита власти в 2024 г. в России.
262-283 226
Аннотация
В настоящей статье анализируются нарастающие проблемы функционирования института президентской власти в США в первой трети ХХI в. Подчеркивается, что современные особенности поиска модели ролевых функций президента определяются двумя основными факторами: исторической традицией появления «великих» американских президентов и постепенным возрастанием роли президента США как мирового лидера «коллективного Запада». Этот статус резко расширяет сферу ответственности и шкалу оценок эффективности деятельности президента как главы исполнительной власти. В результате общим итогом деятельности многих американских администраций стало нарастание синдрома «дисфункциональности» института президентской власти, выражающейся в неспособности Белого дома одновременно решать все усложняющийся комплекс внутренних и внешних проблем, встающих перед США, особенно в условиях глобализации. Вследствие невозможности соблюдения баланса внутри- и внешнеполитических проблем в XXI в. все большую роль начинает играть феномен «имперского президентства», который определяется как систематический выход института президента за пределы, установленные Конституцией США. Особенно сильно феномен «имперского президентства» заявил о себе в годы пребывания у власти президента Д. Трампа (2017-2019). Делается вывод о том, что, будучи избранным на высшую государственную должность с модельным образом президента первой трети XIX в. Э. Джексона (1829-1837), Д. Трамп сравнительно быстро столкнулся с ситуацией хронического кризиса своей президентской идентичности вследствие необходимости стать одновременно «великим» американским президентом» и наиболее авторитетным американским мировым лидером новейшего исторического периода. В итоге Д. Трамп оказался в своеобразной исторической ловушке, сумев провести за первые годы пребывания у власти всего одну масштабную реформу - в сфере федерального налогообложения - и вступив одновременно в серьезные внешнеполитические конфликты, далекие от своего разрешения, со всеми центрами мировой политики, включая даже ближайших географических соседей США - Мексику и Канаду.
284-311 205
Аннотация
В рамках общей типологии форм правления классическая американская модель президентской системы традиционно выполняет роль идеального типа и поучительного образца, так как она последовательно проводит принцип разделения властей, совместима с демократическими ценностями и институтами, избегая сползания президентской власти в авторитаризм, как это происходит в других регионах мира. Но каким образом эта система может функционировать в новых драматических условиях глубокого ценностного конфликта, разделенного общества, растущей политической поляризации и пристрастных интерпретаций базовых конституционных норм, продемонстрированных после президентских выборов в США 2016 г.? Имея в виду эту дилемму, автор характеризует роль текущих конституционных дебатов в американском обществе, развивающихся деформаций системы сдержек и противовесов, показывая, как меняется баланс властных отношений при новой модификации имперского президентства с учетом таких параметров, как прерогативы президента США, его исполнительные указы и декларации чрезвычайного положения. Среди важных выводов, к которым приходит автор, представлена идея о том, что ранее эффективные методы внеправового регулирования могут быть использованы президентской властью для потенциально недемократической трансформации американской политической системы.

ПЕРВАЯ СТЕПЕНЬ

312-331 91
Аннотация
Конституционный суд РФ - институт двойственной политико-правовой природы, однако допустимость политических мотивов суда при вынесении решений часто подвергается сомнению. Настоящая статья предлагает политологический анализ конкретного решения Конституционного суда России на предмет наличия политической мотивации в его правовом обосновании. Объектом исследования выбрано значимое для правовой и политической сферы постановление суда, которое закрепило право Конституционного суда РФ в определенных случаях разрешать неисполнение решений Европейского суда по правам человека, вынесенных против России. Анализ судебного акта проведен в рамках теории политического мышления Майкла Фридена. Последовательно тестируя выделенные Фриденом признаки политического мышления, автор статьи приходит к выводу о наличии политических мотивов при принятии постановления, что обусловлено особым статусом и ролью Конституционного суда в политической системе современной России. Принятие окончательного решения по вопросу о юридической силе международных правовых актов, выделение принципа государственного суверенитета в качестве приоритетного, демонстрация конфликта интересов между Российской Федерацией и Европейским судом по правам человека, стремление мобилизовать общественную поддержку принятого решения, наделение себя дополнительным правомочием принимать решение об исполнимости актов ЕСПЧ и реализация правовой политики - признаки политического мышления, позволяющие сделать вывод о политической мотивации Суда. В совокупности эти признаки подтверждают политическую природу Конституционного суда России. Проведенный анализ демонстрирует, что теория политического мышления Майкла Фридена обладает достаточной степенью универсальности для применения к различным политическим концептам.

С КНИЖНОЙ ПОЛКИ



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1998-1775 (Print)